Русская Православная Церковь Московский Патриархат Подольская Епархия Малинское благочиние
ТИХВИНСКИЙ ХРАМ
Меню:

Пассия как элемент богослужения

Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.

Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.

Приложение (возможные схемы совершения пассии)

I. Совершение пассии с акафистом

В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.

На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.

По окончании акафиста возглашается прокимен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам…». Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);

— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);

— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);

— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).

После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.

Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Затем читается «Ны́не отпуща́еши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.

После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.

II. Совершение пассии без акафиста

В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет стихиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподо́битися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);

— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);

— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);

— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).

После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Произносится проповедь о страданиях Спасителя.

Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил…» и обычное окончание повечерия.

Официальный сайт Московского Патриархата

Чинопоследование Пассии

На Великой вечерни. Начало обычное: Благословен Бог…

Священник в фелони читает светильничные молитвы.

Священник (диакон): Мирная ектения.

Хор: Господи воззвах… (текущего гласа).

Священник (диакон): Каждение Храма (Слава и ныне).

Вход с Евангелием.

Хор: Свете Тихий

Прокимен Великий, глас 8-й (на неделях попеременно).

«Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю»

или «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи».

Чтец: Сподоби Господи

Диакон: Исполним вечернюю молитву (служебник…)

Хор: Стихира на стиховне: Слава и ныне: Тебе одеющагося

Открываются Царские врата.

Два священника вземши святое Евангелие износят на середину Храма

Чтение акафиста Божественным Страстям Христовым

Предстоятель совершает каждение акафистное.

Священник (читает прокимен): Вонмем. Мир всем (благословляет народ).
Премудрость, вонмем. Прокимен глас 4-й.
Стих: Разделиша ризы Моя себе/ и о одежди Моей меташа жребий.

Боже, Боже, Мой, вонми Ми,/ вскую оставил Мя еси;
Разделиша ризы Моя себе/

Экклисиарх раздает братии свещи, яже вжигают ко всякому Евангелию

Священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим.
Хор: Господи помилуй (12 раз).

Священник: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия.
Священник: Мир всем (благословляет народ). Хор: И духови Твоему.
Священник: От (имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение.

(На первой Пассии – (Мф.26; Мф.27), на второй – (Мк.14; Мк.15), на третьей – (Лк.22; Лк.23), на четвертой – (Ин.18; Ин.19)).
Хор: Слава Страстем Твоим Господи.
Священник: Вонмем.
По окончании чтения Евангелия хор поет стихиру: Приидите ублажим…

Проповедь.

Помазание.

Сугубая ектения с прошениями:
Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе (имя), и о Господине нашем (…), и о всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Еще молимся о зде руководящих, учащих и учащихся.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и оставлении грехов раба (ов) Божия (их) (имярек) (и поминает их же аще хощет), братии святаго храма сего.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Услыши ны, Боже Спасителю Наш, упование всех концев земли, и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и челоколюбец Бог еси, и Тебе Славу возсыылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веке веков.

Молитва Ко Господу Иисусу Распятому.

По окончании лик поет стихиру.

Поклоняемся Кресту Христову.

Окончание обычное.

Чтец: Ныне отпущаеши. Трисвятое.

Хор: Тропари постовые

Чтец: Господи, помилуй (12 раз). Честнейшую. И прочее последование вечерни.

На молитве Всесвятая Троице исходим на середину храма

Хор: Взбранной Воеводе.

Диакон: Премудрость.

Священник: Отпуст.

 
%d bloggers like this: