Календарь постов и праздников
Русская Православная Церковь в настоящее время использует Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освященного. Так как это монастырский устав, то миряне могут его соблюдать в свою меру. См. Пост по Типикону
Цель. Пост это средство для воспитания силы воли, освобождения от зависимостей и обращения сэкономленного на благие цели.
Многодневные посты:
- Рождественский – 40 дней (28 ноября – 7 января).
- Великий – 7 недель - 48 дней (не ранее 15 февраля и не позднее 7 мая).
- Апостольский от 8 до 42 дней (неделя после Троицы – 12 июля).
- Успенский – 2 недели (14-28 августа).
Однодневные посты:
- среда и пятница, за исключением 5 сплошных седмиц:
- Святки – от Рождества Христова до Крещения Господня (7-18 янв.).
- Мытаря и фарисея – за 2 седмицы до Великого Поста.
- Сырная – седмица перед Великим Постом (но без мяса).
- Светлая – седмица после Пасхи.
- Троицкая – седмица после Троицы.
- Крещенский сочельник – 18 января.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
- Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
Количество постных дней в году – от 178 до 212.
Степени поста (зависят от поста, состояния здоровья и условий постящегося):
- Отказ от мяса.
- Отказ от молочного.
- Отказ от рыбы.
- Отказ от елея.
- Воздержание от пищи на определённый срок.
Послабление в посте принято для тяжело болящих, беременных, путешествующих (пешком или на лодке с вёслами, а не на самолёте или автомобиле).
Начало поста – в полночь. Окончание поста – после Божественной Литургии.
Постные термины:
- Елей – растительное масло.
- Чревоугодие – первая из восьми главных страстей.
- Скоромное – недозволенное в пост.
- Разговение – вкушение скоромной пищи по окончании поста (см. говение).
- Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.).
- Сухоядение – употребление растительной пищи без её тепловой обработки.
Разновидности поста:
- Гастрономический (пищевые ограничения)
- Информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание)
- Евхаристический пост – полное воздержание от пищи и пития с полуночи до Причастия.
***
ПОСТ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ
Литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак.
В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов.
«Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен… Требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи…»(Об участии верных в Евхаристии).
1. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего.
Правильный пост – это борьба за человеческое в самом себе. Он – попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Так что правильный пост – это радость. Как и правильно переживаемое православие.
Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.
Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней…
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).
Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.
2. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
митрополит Сурожский Антоний
Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения шаг ступенька за ступенькой приближается к тайне Пасхи Христовой.
ПАСХА
Светлое Христово Воскресение
Страстная седмица | ||||||||||||||||||||||||
6-я Неделя Вход Господень в Иерусалим |
||||||||||||||||||||||||
6-я седмица Великого Поста, Седмица Ваий | ||||||||||||||||||||||||
5-я Неделя Преподобной Марии Египетской |
||||||||||||||||||||||||
5-я седмица Великого Поста | ||||||||||||||||||||||||
4-я Неделя Преподобного Иоанна Лествичника |
||||||||||||||||||||||||
4-я седмица Великого поста | ||||||||||||||||||||||||
3-я Неделя Крестопоклонная |
||||||||||||||||||||||||
3-я седмица Великого поста | ||||||||||||||||||||||||
2-я Неделя Святителя Григория Паламы |
||||||||||||||||||||||||
2-я седмица Великого Поста | ||||||||||||||||||||||||
1-я Неделя Торжества Православия |
||||||||||||||||||||||||
1-я седмица Великого Поста | ||||||||||||||||||||||||
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье |
||||||||||||||||||||||||
Сырная седмица (Масленица) | ||||||||||||||||||||||||
Неделя о Страшном Суде (мясопустная) | ||||||||||||||||||||||||
Неделя о блудном сыне | ||||||||||||||||||||||||
Неделя о мытаре и фарисее |
Пост это всего лишь маленькое доказательство, проверка истинности и силы нашей любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божьей. В этом усилии значительное место занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.
Истинный пост есть воздержание от всякого зла. Постясь телесно, постись и духовно. Да постится УМ от суетных помышлений, ПАМЯТЬ от злопомнения, ВОЛЯ от злого хотения, ЯЗЫК от осуждения, лжи, праздного слова. Без всего этого пост становится диетой.
3. АПОСТОЛЬСКИЙ ПОСТ
Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (совершается на 50-й день после Пасхи). Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста зависит от даты Пасхи и варьируется от 8 до 42 дней.
Апостольский пост считается нестрогим – в монастырях постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.
Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.
протоиерей Валентин Свенцицкий
Сегодня пост именуется апостольским – тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас потому, что мы подражаем апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их примеру… Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?
диакон Андрей
Образцово поступают в тех епархиях и приходах, где в Апостольский пост не просто ограничивают себя в пище, но составляют и реализуют план миссионерско-катехизическиех мероприятий на период поста и после него.
4. УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.
Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, Которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
На первый день Успенского поста приходится праздник «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Также на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).
Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением в храмах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.