Русская Православная Церковь Московский Патриархат Подольская Епархия Малинское благочиние
ТИХВИНСКИЙ ХРАМ
Меню:

Неделя 2-я Великого поста

17.04.2020 В.Пятница вынос плащаницы

 

У Бога все бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать...

архим. Иоанн (Крестьянкин)

 

Благословенного времени суток прихожане храма и читатели нашего сайта.

Прошлый 2020 год был для всех непростым, многие потеряли родных и близких, так или иначе, но  практически каждого из нас коснулась болезнь, утрата родных, близких или знакомых...

Каждый по-разному воспринимает и переживает утрату, хотя мы знаем, что у Бога мертвых нет....

...Вот и хотелось бы рассмотреть прошедшее с точки зрения православного учения и в помощь всем нам православным , да и не только - о понимании такого животрепещущего вопроса:

- Что же происходит с умершим человеком до всеобщего воскресения?

В Писании сказано, что в конце времен все мертвые воскреснут и предстанут перед судом Господа. Но что происходит с умершими до всеобщего воскресения? Они «спят» или находятся «в сознании»? Могут ли они видеть живущих, и могут ли живущие общаться с ними? Разберемся вместе....

Во  Время посещения храма, мы на каждой  Литургии и на богослужениях читаем "Символ Веры", но не все к сожалению понимают истинный смысл этой молитвы.
Спросите -- А какая связь? Самая прямая, приступим!

Об одиннадцатом члене Символа веры

читаем в Главе XII Катехизиса(от греч. katechesis – поучение, наставление) 

1. Учение о воскресении мертвых

Согласно «Пространному Катихизису», воскресение мертвых, которого мы чаем или ожидаем, есть «действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны».

Таким образом, воскресение мертвых – это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом.

1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании

Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете:

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» (Иов. 19:25–27). Здесь с ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» (Ис. 26:19).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24).

1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего

Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни:

«тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53), «сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор. 15:43).

1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22).

При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие456. Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29).

1.4. Изменение живых при воскресении умерших

«У тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные»457. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...» (1Кор. 15:51–52).

2. Кончина мира

Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира»458.

Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101:27).

«... небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3:10).

Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление:«небо и земля прейдут» (Мф. 24:35), то есть изменятся по образу своего бытия.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» (Откр. 21:1–2).

3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения

До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии»459.

Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием»460. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).

Глава XIII. О двенадцатом члене Символа веры

«Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова»461.

1. Вечное блаженство праведников

Для праведных это будет жизнь «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем»462, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2), и «будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28), и мы «всегда с Господом будем» (1Фес. 4:17).

В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе»463.

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53).

Блаженство праведных будет иметь различные степени, «по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах»464.

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых...» (1Кор. 15:41–42). «Kто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9:6).

Блаженство праведных будет вечным:

«Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28).

2. Вечные мучения грешников

Беззаконники «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом»465.

Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них (Ин. 3:36), они будут ввержены «в озеро огненное» (Откр. 20:15), «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» (Откр. 20:14).

Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47–48).

Существует стремление мыслить вечные геенские мучения в относительном смысле, понимая под «вечностью» некоторый «век», «период», поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца466. В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана насильно.

Священное Писание говорит, что не покоряющиеся благовествованию Господа «подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2Фес. 1:9), и «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 20:10).

 

Так строго будет поступлено с грешниками «не потому, чтобы Бог хотел их погибели», но потому, «что они не приняли любви истины для своего спасения»(2Фес. 2:10).

 

Бог же«хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»(1Тим. 2:4).

***
Что происходит с умершим человеком до всеобщего воскресения?