Русская Православная Церковь Московский Патриархат Подольская Епархия Малинское благочиние
ТИХВИНСКИЙ ХРАМ
Меню:

Кафизма

назад

Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебный раздел книги Псалтирь (во время чтения которого на богослужении дозволяется сидеть).

В Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, что важно для образования кафизмы, ведь при равной длине число псалмов в кафизмах может быть различным. Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15 (псалмы 119-133), а меньшее число – 17-я, содержащая только один 118 псалом, разделенный на 3 части и именуемый «Непорочны». Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне. «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» (М. Скабалланович. Толковый Типикон).

Кафизмы и входящие в них славы с псалмами выглядят следующим образом:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
Кафизма I. Псалмы 1-3 Псалмы 4-6 Псалмы 7-8
Кафизма II Псалмы 9-10 Псалмы 11-13 Псалмы 14-16
Кафизма III Псалом 17 Псалмы 18-20 Псалмы 21-23
Кафизма IV Псалмы 24-26 Псалмы 27-29 Псалмы 30-31
Кафизма V Псалмы 32-33 Псалмы 34-35 Псалом 36
Кафизма VI Псалмы 37-39 Псалмы 40-42 Псалмы 43-45
Кафизма VII Псалмы 46-48 Псалмы 49-50 Псалмы 51-54
Кафизма VIII Псалмы 55-57 Псалмы 58-60 Псалмы 61-63
Кафизма IX Псалмы 64-66 Псалом 67 Псалмы 68-69
Кафизма X Псалмы 70-71 Псалмы 72-73 Псалмы 74-76
Кафизма XI Псалом 77 Псалмы 78-80 Псалмы 81-84
Кафизма XII Псалмы 85-87 Псалом 88 Псалмы 89-90
Кафизма XIII Псалмы 91-93 Псалмы 94-96 Псалмы 97-100
Кафизма XIV Псалмы 101-102 Псалом 103 Псалом 104
Кафизма XV Псалом 105 Псалом 106 Псалмы 107-108
Кафизма XVI Псалмы 109-111 Псалмы 112-114 Псалмы 115-117
Кафизма XVII Псалом 118:1-72 Псалом 118:73-131 Псалом 118:132-176
Кафизма XVIII Псалмы 119-123 Псалмы 124-128 Псалмы 129-133
Кафизма XIX Псалмы 134-136 Псалмы 137-139 Псалмы 140-142
Кафизма XX Псалмы 143-144 Псалмы 145-147 Псалмы 148-150


Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу.
В недельном Богослужении кафизмы читаются следующим образом: одна на вечерне, две на утрени. Однако важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если же в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Также важно помнить, что Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Что касается 17-ой кафизмы (псалом «Непорочны»), то она вместе с предшествующей ей 16-й кафизмой перенесена на субботу, а не читается в пятницу, поскольку в будние дни эта кафизма уже читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается, а вместо неё читается первая слава первой кафизмы, что и на воскресной вечерне. Накануне великих Господних праздников На вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом.
Во время Великого поста кафизмы читаются по особому, поскольку Псалтирь за неделю прочитывается два раза. Кафизмы здесь читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обычных псалмов. При этом на пятой седмице Великого поста в четверг читается Великий канон Андрея Критского, поэтому на утрене четверга читается только одна кафизма. На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с понедельник по среду один раз, после чего кафизм нет, но читаются Непорочны с похвалами на утрени Великой Субботы. На Светлой седмице кафизмы не читаются вовсе.

Обычай сидения за псалмопением возник, когда за службами стали стараться в сутки или более читать всю Псалтирь. Поэтому для отдыха предписывается определенное чтение, о чем говорит уже Лаодикийский Собор: «не должно на службах соединять псалмы в один ряд, но в промежутке по каждом псалме бывать чтению». Кафизмы служат «отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений» (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон). Вследствие этого псалмы здесь читаются «с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя» (там же). Иным типом псалмопения (например, шестопсалмием) христиане должны молиться «яко беседующе невидимому Богу», а кафизмы прослушивать как назидание и увещевание.

«Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений.
Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы. Поэтому из кафизм не выключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте: все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб.
Пока за церковными службами пелось немного псалмов, 1 или 3, что имело место до преобразования богослужения под влиянием монашества (I-IV в.), не мог возникнуть обычай сидения за псалмопением. Он появился, когда за службами стали стараться в сутки или более выпевать всю Псалтирь.
Впервые об этом обычае упоминает Кассиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправдания, в котором он описывает этот обычай египетских монахов, свидетельствует о его новизне. Известия от VI-VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требует и Диатипосис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).
Но перенесенный на Запад, может быть Кассианом, обычай сидения за псалмами там скоро получил широкое распространение и перешел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, который, впрочем, более применяется, как и ныне у греков, к песням, предшествующим чтению, чем к отделам Псалтири, которые большей частью называются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – статиями, но уже в Ипотипосисе они называются κάθισμα ψαλμούς, а в Диатипосисе и прямо κάθισμα. След такой практики – сидения только за чтениями и стояния за псалмами кафизм – и в нынешнем уставе: седальны положены только после тех кафизм, за коими следуют чтения; так, не положены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наоборот, седальны положены и без кафизм пред чтениями, как, например, по 3 песни канона».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.

См. ПСАЛТИРЬ, ПСАЛМЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ, НЕПОРОЧНЫ, ПОЛИЕЛЕЙ, ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

%d bloggers like this: