Русская Православная Церковь Московская епархия Малинское благочиние Тихвинский храм с. Авдотьино
ТИХВИНСКИЙ ХРАМ
Меню:

Панихи́да

Псалтирь по усопшим» Порядок чтения Псалтири по усопшим»  Поминовение усопших» Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви»

Панихи́да (греч. всенощный) (от греч. παννυχίς (панихис) (от греч. πᾶς — весь, νύξ — ночь, ἄδω — петь)

всенощное служение, всенощное моление) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после, обычно в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды (парастасы). Параста́с (от греч. παράστᾰσις — стояние возле) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).

Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны 

Непоро́чны (греч. «Αμωμος) – (греч. ἄμωμοι амоми — непорочные) –
1) тропари, поемые на воскресной утрени после пения «Хвалите имя Господне», а также на субботней после кафизм, с припевом, слова которого заимствованы из 118 псалма (Пс.118 «Блаженны непорочные…»);
2) понятие православной гимнографии, обозначающее особо значимый для богослужения 118-й псалом (составляющий 17-ю кафизму) по его начальным словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…».

(17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами. Завершающая часть панихиды называется литией. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.
«Гражданская панихида» – бессмысленное выражение, родом из богоборческих времен. Такое мероприятие логичнее называть светской церемонией прощания с покойным.
Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа) без седальна по 3-й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6-го или 8-го гласа.

%d bloggers like this: