Русская Православная Церковь Московский Патриархат Подольская Епархия Малинское благочиние
ТИХВИНСКИЙ ХРАМ
Меню:

Ка­лен­дарь цер­ков­ный.Пояснения

Пояснения к Церковному календарю

Ка­лен­дарь цер­ков­ный – ли­тур­ги­че­ский ка­лен­дарь, си­сте­ма­ти­че­ский ука­за­тель дат пе­ре­хо­дя­щих и непе­ре­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков и по­стов, ис­чис­ля­е­мых на ос­но­ве су­точ­но­го кру­га, лун­ных ме­ся­цев, вре­мен го­да и сол­неч­но­го го­дич­но­го цик­ла.

В хри­сти­ан­ской Ру­си храм, бо­го­слу­же­ние сто­я­ли в цен­тре жиз­ни че­ло­ве­ка. Где бы ни се­ли­лись рус­ские, пер­вым де­лом они воз­во­ди­ли цер­ковь. По­это­му вся жизнь и быт на­ро­да бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на бо­го­слу­жеб­ный ка­лен­дарь. Дни, имев­шие боль­шое зна­че­ние для кре­стья­ни­на, свя­зы­ва­лись не с чис­лом и ме­ся­цем, а с па­мя­тью то­го или ино­го свя­то­го. Ско­ти­ну на паст­би­ще впер­вые вы­го­ня­ли на Ге­ор­гия, ульи на лет­ние па­се­ки вы­став­ля­ли на Зо­си­му. Че­ло­век мог не пом­нить чис­ла, ко­гда по­явил­ся на свет, но знал, что это слу­чи­лось, к при­ме­ру, на Ни­ко­лу зим­не­го. Цер­ков­ный Устав опре­де­лял не толь­ко по­ря­док и со­дер­жа­ние бо­го­слу­же­ний, но и ор­га­ни­зо­вы­вал весь строй бы­тия, и бла­го­да­ря это­му жизнь по­лу­ча­ла бла­го­дат­ное освя­ще­ние.

Еще од­ной точ­кой от­сче­та ка­лен­дар­ных со­бы­тий для ве­ру­ю­щих лю­дей яв­ля­ет­ся си­сте­ма по­стов. Это од­но­днев­ные и че­ты­ре мно­го­днев­ных по­ста – Ве­ли­кий, Пет­ров, Успен­ский и Рож­де­ствен­ский.

Хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, по важ­но­сти вос­по­ми­на­е­мых Цер­ко­вью со­бы­тий, раз­де­ля­ют­ся на ве­ли­кие, сред­ние и ма­лые.

К Ве­ли­ким празд­ни­кам от­но­сят­ся дву­на­де­ся­тые (в пе­ре­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го озна­ча­ет "две­на­дцать") и неко­то­рые недву­на­де­ся­тые, а так­же празд­ни­ки в честь свя­тых.

Празд­ник празд­ни­ков – Пас­ха и неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки (Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, или Со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов, Воз­не­се­ние Гос­подне) от­но­сят­ся к по­движ­ным, или пе­ре­хо­дя­щим, празд­ни­кам. От­ме­ча­ют эти со­бы­тия в те дни, ко­то­рые ука­зы­ва­ют­ся в Пас­ха­лии.

Хра­мо­вые празд­ни­ки – это мест­ные празд­ни­ки, от­ме­ча­е­мые в дни освя­ще­ния хра­мов или в дни вос­по­ми­на­ний со­бы­тий и свя­тых, в честь ко­то­рых устро­е­ны хра­мы. А так­же празд­но­ва­ние в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской, Тих­вин­ской, Ка­зан­ской, Смо­лен­ской.

Хо­тя в Пра­во­слав­ном цер­ков­ном ка­лен­да­ре на­ча­лом го­да счи­та­ет­ся 1 сен­тяб­ря, все пра­во­слав­ное ли­тур­ги­че­ское бла­го­че­стие свя­за­но с Пас­хой и вы­те­ка­ет из нее.

Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)

Непо­движ­ный го­до­вой бо­го­слу­жеб­ный круг за­ви­сит от сол­неч­но­го ка­лен­да­ря и со­сто­ит из 52 сед­миц (недель). Дан­ный цикл опре­де­ля­ет да­ты непе­ре­хо­дя­щих (с по­сто­ян­ной да­той) бо­го­слу­же­ний дву­на­де­ся­тых и ве­ли­ких празд­ни­ков, бо­го­слу­же­ний в честь свя­тых, а так­же икон Ма­те­ри Бо­жи­ей.

По­движ­ный круг за­ви­сит от лун­но­го ка­лен­да­ря, на­чи­на­ет­ся в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­хи). Со­сто­ит этот круг из 50 сед­миц, ко­то­рые объ­еди­не­ны по сле­ду­ю­щим пе­ри­о­дам:

III. Три­одь пост­ная (10 сед­миц), по­ка­ян­ный пе­ри­од пред­ше­ству­ю­щий Па­схе, ко­то­рый со­сто­ит из:

1) трёх под­го­то­ви­тель­ных недель (сед­миц) к Ве­ли­ко­му по­сту;

2) 40 дней Ве­ли­ко­го По­ста (Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы), ко­то­рый за­вер­ша­ет­ся в пят­ни­цу, за 9 дней до Пас­хи;

3) Страст­но́й сед­ми­цы (Страст­ной неде­ли), ко­то­рая длит­ся 6 дней (с по­не­дель­ни­ка по суб­бо­ту), непо­сред­ствен­но пе­ред празд­ни­ком Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

По­сколь­ку празд­ник Пас­хи для каж­до­го го­да име­ет раз­ную да­ту, то и все празд­ни­ки с ним свя­зан­ные так­же име­ют по­движ­ную – пе­ре­хо­дя­щую да­ту.

Пас­ха празд­ну­ет­ся по­сле 14 чис­ла ни­са­на, пер­во­го ме­ся­ца лун­но­го ка­лен­да­ря, в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле пер­во­го ве­сен­не­го пол­но­лу­ния. Вос­кре­се­нье это ли­бо сов­па­да­ет, ли­бо непо­сред­ствен­но сле­ду­ет за ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем (22 мар­та). Да­та Пас­хи бы­ва­ет в пре­де­лах 35 дней, име­ну­е­мых "пас­халь­ны­ми пре­де­ла­ми": с 4 ап­ре­ля – по 8 мая.

В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в на­сто­я­щее вре­мя поль­зу­ет­ся юли­ан­ским ка­лен­да­рем, в про­сто­ре­чии – «ста­рым сти­лем». Для удоб­ства поль­зо­ва­ния ка­лен­да­рем да­ты «ста­ро­го сти­ля» пе­ре­счи­ты­ва­ют­ся на «но­вый стиль» при­ня­тый с 1918 го­да. Раз­ни­ца меж­ду «ста­рым» и «но­вым» сти­ля­ми – 13 дней.

Седмичный богослужебный круг

Пра­во­слав­ная Цер­ковь каж­дый день неде­ли по­свя­ща­ет ка­ко­му-ли­бо важ­но­му со­бы­тию или осо­бо по­чи­та­е­мо­му свя­то­му.

  • В вос­кре­се­нье (пер­вый день сед­ми­цы) Цер­ковь вос­по­ми­на­ет и про­слав­ля­ет Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.
  • В по­не­дель­ник про­слав­ля­ют­ся бес­плот­ные си­лы – Ан­ге­лы, со­здан­ные преж­де че­ло­ве­ка, бли­жай­шие слу­ги Бо­жии.
  • Во втор­ник про­слав­ля­ет­ся свя­тый Иоанн Кре­сти­тель, как боль­ший из всех про­ро­ков и пра­вед­ных.
  • В сре­ду вос­по­ми­на­ет­ся пре­да­тель­ство Гос­по­да Иудою и, в свя­зи с этим, со­вер­ша­ет­ся служ­ба в па­мять Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В чет­верг про­слав­ля­ют­ся свя­тые Апо­сто­лы и свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец.
  • В пят­ни­цу вос­по­ми­на­ют­ся Крест­ные Стра­да­ния и смерть Спа­си­те­ля и со­вер­ша­ет­ся служ­ба в честь Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В суб­бо­ту – день по­коя – про­слав­ля­ют­ся Бо­жия Ма­терь, Ко­то­рая убла­жа­ет­ся и еже­днев­но, пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, му­че­ни­ки, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные и все свя­тые, до­стиг­шие упо­ко­е­ния в Гос­по­де. Так­же по­ми­на­ют­ся все усоп­шие в ис­тин­ной ве­ре и на­деж­де на вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную.

Материалы в календаре следуют в следующем порядке:

  • В верх­ней ча­сти ка­лен­да­ря рас­по­ло­же­ны ико­ны празд­ни­ков, свя­тых, а так­же ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Да­лее ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щие да­ты по «ста­ро­му» и «но­во­му» сти­лям.
  • По­сле стро­ки с да­та­ми рас­по­ло­же­на лен­та, на ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щий пе­ри­од по­движ­но­го кру­га. Сра­зу за лен­той сле­ду­ет глас Ок­то­и­ха и ука­за­ние пост­но­го дня.
  • По­сле это­го сле­ду­ет несколь­ко аб­за­цев: один аб­зац празд­ни­ка, три аб­за­ца с име­на­ми свя­тых, и один аб­зац с на­зва­ни­я­ми икон Ма­те­ри Бо­жи­ей, па­мять ко­то­рых со­вер­ша­ет­ся в этот день.
  • Ве­ли­кие, а так­же неко­то­рые дру­гие празд­ни­ки ука­зы­ва­ют­ся (при на­ли­чии в этот день) в празд­нич­ном аб­за­це. Ве­ли­кие празд­ни­ки вы­де­ле­ны круп­ным по­лу­жир­ным шриф­том крас­но­го цве­та. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение. Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).
  • В пер­вом аб­за­це да­ны име­на все­лен­ских и рус­ских свя­тых, в том чис­ле но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, име­ю­щих Служ­бу в Ми­не­ях и Три­о­дях, а так­же неко­то­рых но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых, неза­ви­си­мо от то­го, есть или по­ка еще нет им Служ­бы.
  • Во вто­ром аб­за­це при­во­дят­ся име­на всех осталь­ных свя­тых, па­мять ко­то­рых при­хо­дит­ся в дан­ный день, кро­ме но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Так­же, в пер­вом и вто­ром аб­за­цах ука­зы­ва­ют­ся неко­то­рые празд­ни­ки, на­при­мер: пред- и пост­праздн­ство, на­ве­че­рие, от­да­ние празд­ни­ка и др.
  • В тре­тьем аб­за­це при­во­дят­ся име­на но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, ко­то­рым по­ка еще нет от­дель­ных служб.
  • Араб­ские циф­ры по­сле име­ни свя­то­го обо­зна­ча­ют год кон­чи­ны свя­то­го или об­ре­те­ния его мо­щей. Рим­ские циф­ры ука­зы­ва­ют век, в ко­то­ром жил свя­той.
  • В чет­вер­том аб­за­це ука­зы­ва­ют­ся празд­ни­ки в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неко­то­рые празд­ни­ки икон Ма­те­ри Бо­жи­ей при­во­дят­ся в празд­нич­ном и пер­вом аб­за­цах. Циф­ры по­сле на­име­но­ва­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри обо­зна­ча­ют год или век про­слав­ле­ния этой ико­ны.
  • Для ве­ли­ких, сред­них и неко­то­рых ма­лых празд­ни­ков уста­нов­ле­ны зна­ки. По­яс­не­ния к зна­кам празд­ни­ков мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Зна­ки празд­ни­ков».
  • По­сле это­го сле­ду­ет раз­дел чте­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рые свя­тая Цер­ковь уста­но­ви­ла на этот день. Там же при­во­дят­ся бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния.
  • Пол­ный спи­сок со­кра­ще­ний, а так­же по­яс­не­ния к ним мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Ли­ки свя­то­сти».
%d bloggers like this: