Образ «Троица» Андрея Рублева
Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи.
Практически в каждом православном монастыре и в храме есть образ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Многие из нас видят ее, и даже знают автора, но не все понимают какой глубинный смысл в нее заложен.
На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» — один Бог в трех Лицах или Ипостасях. В образе также отражен и литургический аспект. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.
Иногда рассказывая историю нашего храма приходящим в него впервые, теперь всегда говорю о «Троице во Единице»
Надо сказать наблюдалось неподдельное удивление прихожан, и я очень их понимаю - меня тоже до глубины души поразил случайно услышанный рассказ об этом образе, таком "привычном" для наших глаз...
... осознание тайного и глубинного смысла этой иконы, не видимого до этого мирским взором, для меня стало возможным только Богопромыслительным духовным взглядом. Скорее всего этому учат в духовных академиях и на богословско-катехизаторских курсах, но у меня, как и у многих простых прихожан такого багажа знаний нет.)) И именно это двигало мной чтобы разместить статью на нашем сайте. Ведь иногда самое простое, привычное взору, обретает глубинный духовный смысл!
В этом образе целый богословский кладезь. Можно увидеть в нем молитву воплощённую в красках, целый богословский трактат о Святой Троице.
Образ «Троица» Андрея Рублева – самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой?Создание иконы
Известно, что иконопись – это искусство соборное. Мы любим повторять эту красивую фразу, но что она означает? «Троица» Рублева лучше всего раскрывает ее смысл. Летопись говорит, что в «память и похвалу преподобного Сергия» – я почти буквально цитирую текст – «… игумен Никон Радонежский повелел написать образ «Троицы» Андрею Рублеву». Так что в создании этой иконы участвовало непосредственно три человека.
Первым необходимо упомянуть преподобного Сергия Радонежского, который ко времени написания иконы уже почил. Но при жизни он создал особое по своей глубине учение о Святой Троице, не отличное от церковного, конечно, но глубоко понятое. На нем, на мистическом его переживании и была основана Троице-Сергиева лавра. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет преподобного Сергия: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». Мы же помним, когда была создана эта икона – в годы татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда писали летописцы, когда ненависть царила между людьми, князья предавали и убивали друг друга. Именно в эти страшные дни преподобный Сергий и поставил Святую Троицу во главу угла, как образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира.
Вторым человеком стал Никон Радонежский. Ученик преподобного Сергия, который стал игуменом Троицкого монастыря после его кончины. Он построил Троицкий собор, куда перенес мощи преподобного Сергия. Никон решил увековечить имя своего учителя не через его икону, а через образ Святой Троицы. Чему учил Сергий Радонежский, к чему обращался и по образу чего он и основал свой монастырь, должно было найти свое воплощение в иконе.
Третьей фигурой стал сам преподобный Андрей Рублев, который как художник исполнил завет Сергия Радонежского. Его образ «Троица» – это учение о любви, о глубине единства духа и гармонии, записанное красками.
Мы не способны познать умом христианские догматы, не можем описать как устроена Святая Троица – это великая тайна. Но Андрей Рублев эту тайну приоткрыл. Это «собеседование Ангелов», которые прислушиваются друг другу, сидят за одним столом вокруг чаши, которую благословляет Ангел посредине… Каждый жест, поворот головы, каждая деталь выверена, предельно глубока. Икона «Троица» дает возможность предстоять перед самим Богом, видеть к невидимое, пусть оно и ускользать от нашего ума.
Любой приходящей к этой иконе человек, может быть, и не решит своих житейских проблем, но ему откроется нечто, превышающее его самого, вселяющее мир, гармонию, любовь.На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» — один Бог в трех Лицах или Ипостасях. В образе также отражен и литургический аспект.Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.
Где же на иконе Отец? Где Сын? А где Святой Дух?
Сразу и не скажешь. Обычно на иконах подписывают и видно: кто есть кто. Но здесь этого нет.
Если Бог – Отец Всевышний, то он должен быть в центре главным и быть выше всех на иконе. Но почему-то поклон и уважение ангелов идет в сторону левого ангела. Возможно, что левый ангел от зрителя – это Бог Отец. Правый ангел и сидит ниже всех и ниже всех кланяется левому ангелу. Наверное, он не может быть Отцом. Так всё-таки, кто есть кто на иконе?
- Нет ничего удивительного, что до сих пор идут споры среди священников, верующих и искусствоведов.Нет единого мнения.
Андрей Рублев написал икону «Троица» в полном соответствии словам Символа Веры и православным догматам. Каждая черта и каждая деталь иконы является авторским шифром и глубоко продуманным символом.
Стоглавый Собор (1551 года) утвердил икону Андрея Рублева в качестве канонической, подчеркивая, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства. Поэтому Собор запретил надписывать Ангелов, отсекая таким образом всякую возможность указать окончательно кто есть кто. Также для этого образа было запрещено изображать так называемый «крещатый нимб» – иконографический прием, который указывает на Христа.
Интересно, что у «Троицы» Рублева есть еще другое наименование – «Предвечный совет». Оно открывает другую сторону иконы. Что такое «Предвечный совет»? Это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества – Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей.
Видите как много богословских пластов скрывается в иконе? Этот образ – сложнейший богословский текст. Икона сама по себе ближе к книге, чем к картине. Она не иллюстрирует, а символически указывает на нечто сокрытое и тайное.
Символика
Жертвенная чаша является идейным центром композиции иконы, притягивающим внимание зрителя. Стол с жертвенной чашей изображен в виде чаши и символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:
« Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих».
Отсюда следует, что Троица изображает два плана бытия – Небеса и землю. Ангелы находятся на Небесах. Подножие ног Ангелов символизирует землю.
Три кротких Ангела взирают друг на друга с братской любовью и смирением. Центральный Ангел взирает на левого ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на левого. На центрального Ангела никто не смотрит.Почему так? Потому что, согласно Канону покаянному ко Господу нашему Иисусу Христу
Песнь 9 видим Ирмос:
Бóга человéком невозмóжно ви́дети,
на Негóже не смéют чи́ни áнгельстии взирáти
За Богом Отцом изображен зеленый Мамврийский дуб. Дуб символизирует древо Вечной Духовной Жизни и твердости Духа. Изображение дуба за Богом Отцом символизируют Вечную Духовную Жизнь.
Андрей Рублев гениально изобразил в иконе, основной догмат христианства:
Бог един по существу и троичен в Лицах или Ипостасях. Бог – Триединый, Триипостасный – Троица Единосущная и Нераздельная.
Лица Ангелов по существу одинаковы, идентичны; и всех их объединяет жертва - чаша в центре иконы.
Бог Отец – Творец, Сущий на Небе, первый и главный в Божественной Иерархии. Он находится на Небе выше всех Ангелов. От Бога Отца рожден Сын, от Бога Отца исходит Святой Дух.
Бога Отца слушался Сын Божий Иисус Христос. Бог Отец говорил с людьми через своего Сына. Сын со смирением исполнил замысел Отца, совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить. Сын принес себя в жертву ради спасения людей. Он принес людям от Бога Новый Завет. Новый Завет - Завет Любви, он не нарушает, а уточняет Ветхий Завет.
Иисус - Сын Божий. Он не возносил Себя и ставил Бога Отца выше Себя.«…Спросил Его некто: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим?
Никто не благ,как только один Бог ». ( Лк 18-18 )
На иконе Бог Отец непосредственно благословляет двумя перстами правой руки жертвенную чашу с головой тельца, Сын благословляет чашу также двумя перстами правой рукой в некотором отдалении от неё. Святой Дух протягивает правую руку, чтобы взять чашу. Это положение рук также глубоко символично.
Жертва и жертвенное служение Триединого Бога людям происходит в Царствии Божьем на Небесах.Жертвенная чаша - духовный центр, фокус и смысл духовного действия на иконе.
Центральный Ангел - Бог Отец и правый от нас Ангел - Святой Дух почтительно склонились перед левым от зрителя Ангелом – Богом Сыном.
Возникает предположение, что именно Он есть Бог Отец. Такое предположение неверное.
И сразу вопрос: Почему? Ответ тот же: Символ веры и догматы христианства - фундамент православия. Все изображения на иконе должны полностью соответствовать этим догматам. Незнание догматов приводит к заблуждениям и неверным предположениям, которые происходят от ума.*****
Опять обратимся к первоисточнику - к Библии: В 109-ом псалме царя Давида сказано: - « Говорит Господь Господу моему: Сядь одесную Меня, до тех пор пока положу врагов твоих подножие ног Твоих».
Сын Иисус Христос взошел на Небеса и сел одесную - то есть по правую руку Бога Отца. На иконе Троица это место предназначено для Сына. После распятия и воскресения, когда Сын принес себя в жертву, исполнил волю и замысел Отца, совершил Его дело, дал людям Новый Божественный Завет Любви. Он добровольно пострадал и принес Себя в жертву во имя спасения человечества!
Отец и Дух Святой склонили свои головы перед Спасителем как знак Любви и Почтения к Жертве Сына, к Жертве не только планетарного, но и поистине Вселенского масштаба.Что же зашифровано на иконе?
На иконе зашифрованы все особенности одежды ангелов: цвет одежды, формы складки одежды, спадающие вниз к земле. Все детали одежды глубоко символичны. Одежда состоит из двух частей верхней накидки и хитона.
Поверхностный плащ-накидка символизирует внешнюю жизнь, а хитон – сердечную суть и внутреннюю духовную жизнь.
В Евангелии сказано, что на Голгофу Иисус взошел в терновом венце и в багрянице. Перед распятием плащ в котором был Иисус, римские войны сняли и разорвали по швам, разделив ткань между собой. Но хитон был без швов тканным. Разорвать его означало испортить. Римские войны бросили жребий, и хитон Иисуса достался одному из них. Впоследствии согласно апокрифам римский воин продал хитон.
Плащ Сына согласно Евангелию красноватого, багряного цвета – цвет крови мученика, распятого и пострадавшего за нас и ради нашего спасения. Его Хитон – голубого цвета. Голубой - цвет духовных Небес, цвет чистого неба, это цвет нравственного совершенства. Глубоко символичен в Троице цвет одежды Ангелов, особенно сине-голубой, так называемый "рублевский голубец".
Плащ Отца голубого или лазурного цвета неба. Хитон насыщенного коричневого цвета со светлой полосой на правом плече, идущего вниз от крыла Ангела. Этим же цветом изображена жертва в чаше, что не может быть случайным совпадением. На правом плече у Бога Отца на хитоне имеется треугольный вырез. Насыщенный коричневый цвет символизирует духовную мощь руки Божьей. Разрез на плече эту мощь подчеркивает. Светлая полоса на рукаве хитона называется клавом. Полоса спадает вниз и символизирует светлую силу руки Бога.
Об этом говорит 90-й псалом царя Давида: «Живый в помощи Вышнего»:
Бог защищает преданного Ему и верующего в Него человека, осеняет его своими плечами, берет его под защиту и под Его крыло. В еврейском тексте одно слово имеет два значения - плечо и крыло птицы.
Плащ Отца красиво спадает с левого плеча как голубой водопад благодати Божьей и направлен прямо в жертвенную чашу.
Святой Дух имеет хитон небесного цвета, а плащ зеленого цвета. Зелыный цвет издревле символизирует землю и все земное.
Одна из голубых складок хитона правого Ангела красивым каскадом спускается вниз и касается ножки стула, стоящей на земле. Это символизирует связь с землей.
Прочная связь с землей также подчеркнута прямоугольной подножкой стула и вытянутой вниз складкой рукава, также правая стопа Ангела Духа Святого не прикрыта хитоном полностью, она в полном контакте на щите, который лежит на зеленом фоне. Это олицетворяет полный контакт Святого с земным.
Ножка стула, на котором сидит Сын без прямоугольной подножки. Стопа Сына прикрыта лишь наполовину хитоном.
Андрей Рублев символично показывает, что Сын менее связан с земным человечеством чем Святой Дух, которым всякая душа на земле оживлена. Однако Сын более тесно связан с Отцом чем Святой Дух, так как крылья правого и центрального Ангелов только касаются друг другу, а крылья Отца и Сына пересекаются и ближе друг другу.
Складки плаща, который называется гиматий, у Бога Сына острыми краями, треугольными лоскутами спускаются вниз и даже касаются в одной точке зеленого фона, символизирующего землю. Это символически показывает особую избранность характера связи Бога Сына с людьми.
Бог Сын также как и Отец благословляет жертвенную чашу, но его рука в некотором удалении. Святой Дух смиренно протягивает руку, что принять жертвенную чашу и служить людям.
Над головой Ангелов нимбы как символы святости. В руках красные посохи, жезлы путников - символ огненного пути. Стрелки вверху на жезлах также символы пути восхождения.
Любовь, святость, жертвенность, смирение, гармония и духовное единство среди ангелов. Это звучит как призыв людям также относиться друг к другу.
Жертвенная чаша покоится в центре на столе, который также изображен в виде чаши. Стол разделен на две части – верхняя часть светлая, белая и нижняя часть более темного цвета. Это символизирует то, что небо – престол Божий разделено на две области.Есть на иконе и еще одна интересная деталь (я ее обвела синим овалом) Если внимательно посмотреть на престол, можно увидеть в нем окошечко. Нижняя часть стола посередине имеет прямоугольный вырез, в котором сделан подобный же вырез. Это выглядит как форточка, которая указывает вход во внутрь и направление в глубину стола. - «А что это за окошечко?» Может это вход для душ, которые через него попадают на небо? Оно не случайно.
Сразу хочу предупредить – о «Троице» написано невероятное количество литературы, в которой представлены самые разнообразные комментарии и интерпретации. Так вот, один из исследователей пишет об этом окошечке следующее. В любом престоле, который находится в алтаре храма, всегда есть мощи святых. Но в престоле на иконе их нет. Есть Жертва Христова, которая символически изображена в виде чаши, которая стоит на престоле, но человеческого ответа на высоту этой жертвы нет. Что это за ответ такой? Это подвиг мучеников, преподобных, святителей – всех святых. Поэтому это окошечко как бы передает Божий вопрос: «А что ты ответишь на жертву любви Христовой?»
Стол покоится на третьей чаше зеленого цвета меньшего размера. Это земная чаша. Три жертвенных чаши изображены на иконе – материального земного мира, душевного или ангельского мира невидимого и Высшего духовного Божественного Мира света, любви и истины.
Андрей Рублев гениально показал нам, что Бог есть Монада, которая являет собой Триада.
Три ангела равны между собой, их взаимоотношения полны гармонии, смирения, кротости и уважения друг к другу. Три ангела духовно близки друг другу. Их объединяет взаимная любовь и служение, которое выражено в благословении жертвенной чаши.По словам лучшего исследователя творчества Андрея Рублева - Н. А.Деминой: "Изображая человека, он мыслит его как " земного ангела", а изображая ангела, видит в нем "небесного человека".
Слова святителя Григория Богослова: -"Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим Сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня...Имя Троица означает не счет вещей неровных, но совокупность равных и равночестных. Не успеваю помыслить об Едином как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому. Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы".“Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник – символ вечности, и всё объединено в круге. Законы земного тяготения не влавствуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы “дымом писанных”, ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь за други своя. Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи – лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь на земле и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды”.Академик Д.С.Лихачев
Другой символический пласт связан с изображениями, которые стоят за каждым из Ангелов. За средним Ангелом изображено дерево. Это дерево жизни, которое, как гласит Священное Писание, Господь посадил в Раю. За Ангелом слева от нас – палаты, символ божественного домостроительства, образ Церкви. За Ангелом справа – обычно его ассоциируют с Духом Святым – гора. Она символизирует восхождение к горнему (духовному) миру. Эти символы прямо привязаны к Ангелам и более насыщены по смыслу, чем в любых других иконах.
В иконах вообще всегда есть эти три символа: неживая природа (горы), живая природа (деревья) и архитектура. Но в «Троице» они прямо привязаны к каждому Ангелу. Андрей Рублев явно хотел таким образом раскрыть отношения Ангелов и особенности каждого из них.
Символы склоненной горы, склоненного дуба к храму - к дому молитвы, к обители в святая святых храма Святого Духа уже достаточно хорошо раскрыты в литературе, посвященной иконе Троица Андрея Рублева.
Иисус Христос молился о своих учениках:- " Я уже не в мире, но они в мире,
а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал,
чтобы они были едино, как и Мы" (Ин 17-11).
Молитва об единстве мира на Руси, о своих учениках, также руководила святым Сергием в его бессмертном подвиге жизни и служения Господу. Сергий Радонежский молился, чтобы жестокий, звериный, разделенный ненавистью мир преисполнился той взаимной братской любовью и совместной молитвой, которая объединяет и царствует в Предвечном Совете Животворной Троицы.
Андрей Рублев явил в своем гениальном шедевре эту молитву, выразившую надежду святого Сергия о Святой Руси.Художественный аспект
Однако и художественный аспект этой иконы – невероятно высокий. То, что «Троицу» причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства не случайно. В начале XX века реставратор Василий Гурьянов нашел способ как снимать слой олифы с потемневших икон. В 1904 году он расчистил маленький фрагмент изображения одежды на «Троице», и все увидели удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева. Люди ахнули, и к иконе устремилась армия паломников. Монахи испугались, что древний образ могут испортить, закрыли икону окладом и запретили дальнейшие работы с ней. Завершили начатый тогда процесс только в 1918 году, к сожалению, когда Лавру уже закрыли. Тогда там работала очень хорошая реставрационная бригада под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря. Когда они раскрыли икону полностью, то увидели удивительные, просто райские цвета: пронзительно голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый. Местами еще присутствовалрозоватый оттенок, а на одеждах проступала зелень. Это цвета Рая. Икона через свое художественное совершенство открывает нам Эдем. А что такое Рай? Это бытие Святой Троицы, Бога. Куда нас зовет Господь? Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога. Просто посмотрите на икону: сидят три Ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна… Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас.
Ну, а если вас заинтересовала эта статья, вы можете самостоятельно узнать больше, например посетить Третьяковскую галерею, именно там и находится этот образ.
*****
Андрей Рублев
Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 — Принял монашество под именем Андрей .
1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году).
Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 — Причислен к лику святых.