Житие свт. Николай Мирликийский, чудотворец часть 2
Отцы завещали нам, о, самодержец, чтить императора и выше всего ставить верность ему, а людей, нарушающих это правило, строго наказывать и обходиться с ними как с врагами. Мы заботились о твоей безопасности, не щадя своей жизни. Всякий раз, когда рука неприятеля грозила твоему величеству и время требовало доблестных людей, ты выбирал нас и поручал отражать противника. Мы охотно повиновались царскому приказу, проявляя мужество и храбрость. Это подтвердят все. Однако нас оклеветали, и теперь вместо славы и щедрого вознаграждения от государевой десницы за нашу преданность мы ждем, как ты видишь, самого страшного наказания. Как, о, солнце, как, о, справедливость, ты можешь спокойно взирать на такое зло!
Император был потрясен. И вострепетал он перед судом Божьим и устыдился своей царской багряницы, ибо, будучи для других законодателем, готов был свершить неправедный суд. Ласково и снисходительно заговорил Константин с его верными слугами Непотианом, Урсом и Герпилионом и спросил:
– Знаете ли вы Мирликийского архиепископа Николая?
Когда монарх произнес имя святителя, воеводы поняли, что великий заступник услышал их молитвенные призывания и явился ночью к Константину и Аблабию. Не утаивая своих чувств и надежд, они громко воскликнули:
– Бог Николая, спасший трех невинных мужей от смерти, избавь и нас от несправедливой казни!
Затем Непотиан поведал о встрече с Ликийским архиепископом в андриакской гавани. Он изложил августейшей особе все по порядку и, завершая рассказ, произнес:
– Владыка самодержец, Николай – человек Божий, прославленный удивительными деяниями. Он ведет ангельскую жизнь и совершил много великих чудес. Мы были свидетелями того, как этот добрый пастырь поспешил в Миры и остановил казнь трех невинно осужденных по оговору мужей. Ныне мы, оказавшись в такой же беде, молитвенно призвали его и попросили заступиться за нас перед человеколюбивым Богом[41].
Константин благоговейно почитал святых угодников. Он понял, почему Николай явился ночью к нему во дворец и потребовал отпустить воевод на свободу. Император приказал снять оковы с Непотиана, Урса и Герпилиона и надеть на них пояса стратилатов высшего ранга(*).
– Не я дарую вам жизнь, – произнес самодержец, – но Бог и Николай, которого вы призывали на помощь. Остригите волосы(*), которые отросли у вас в темнице, и отправляйтесь в Ликию поблагодарить вашего освободителя. Скажите ему, что я исполнил его повеление(*), да не гневается на меня угодник Христов. Пусть он молится за мое царство и за мир во вселенной.
Государь вручил воеводам Евангелие в золотом окладе, украшенное драгоценными камнями и жемчугом(*), потир и два светильника, изготовленные из золота, повелев все это вместе с письмом передать архиепископу Николаю.
Непотиан, Урс и Герпилион вскоре отправились в путь. В Мирах они явились к святителю и со слезами благодарности припали к его ногам.
– Что вы делаете, чада? Встаньте и возблагодарите Бога. Господь всегда помогает людям, надеющимся на Него, – воскликнул архиерей и поднял воинов с земли.
Стратилаты передали владыке письмо и драгоценные дары императора для его храма. Полководцы рассказали всем о чудесном предстательстве за них милостивого заступника Николая, спасшего им жизнь, и положили к ногам святого девять тысяч золотых монет для раздачи бедным. Преподобный отец сотворил молитву и пригласил воинов на трапезу.
Пока стратилаты находились в Мирах, учитель Божественных велений ежедневно наставлял их и утверждал в вере в Господа нашего Иисуса Христа. Он увещевал военачальников впредь не страшиться искушений, не бояться привременной смерти и говорил:
– Золото испытывается огнем, а сердца верных – во время искушений. Поэтому не бойтесь, но непрестанно возводите ваши мысленные очи к Богу, и Господь спасет вас.
Целый месяц провели стратилаты у великого старца, а когда настало время отправляться домой, воины, получив его напутствие и благословение, благополучно вернулись в Константинополь с письмами архиепископа к императору.
С этого времени монарх с любовью и великим почетом принимал воевод во дворце. Преданнейшим образом служили Непотиан, Урс и Герпилион царю, и враги уже не могли найти никакого предлога, чтобы их опорочить[42].
Надо ли говорить о том, с каким благоговением относились стратилаты к духоносному отцу. И на следующий год движимые любовью к своему спасителю воеводы снова отправились в Миры. Узнав, что их добрый наставник почил и пребывает с Господом, они долго со слезами молились в соборе у честных мощей святого и сподобились его видения. Непотиан, Урс и Герпилион почтили Николая, соорудив портик от храма до города протяженностью в одну милю, а слева и справа от него построили жилища для церковных нищих.
После спасения стратилатов слава предивного чудотворца и скорого заступника уже никогда не оставляла Николая. Крылатая молва о Мирликийском архиерее пронеслась по волнам через моря, и не осталось в подлунном мире такого места, где бы не знали о благодеяниях святого[43]. Готовность наделенного всеми дарами Божьими иерарха спасти каждого человека, оказавшегося в беде, была так велика, что он помогал даже тем людям, которые никогда не видели Николая, но с верой призывали его! Поведаем еще об одном из многочисленных примеров помощи знаменитого чудотворца. Это деяние святитель совершил в конце своего земного пути.
Корабль, плывший по Средиземному морю, внезапно попал в страшный шторм[44]. Громадные волны грозили вот-вот потопить судно. Люди потеряли всякую надежду – гибель казалась им неотвратимой. Восстает бурный ветер и высоко поднимает волны, [которые] восходят до небес, нисходят до бездны; душа [человека] истаивает в бедствии (Пс.106:25-26). В столь решительную минуту морякам пришла спасительная мысль обратиться с молитвой к святому Николаю, которого никто из них никогда не видел, но все слышали, что Мирликийский архиепископ является скорым помощником в бедах. Корабельщики стали взывать к милостивому Николаю, и надежда на Божьего угодника не обманула их. Святитель, словно ангел, тотчас появился на корме судна и произнес:
– Вы звали меня, и я пришел избавить вас от смерти.
Ободрив экипаж, подражатель Христа Николай усмирил море, как некогда сделал это Сам Спаситель[45]. И исполнилось слово Господа: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин.14:12). Воистину, верный слуга Божий повелевал морем и ветром, и они были ему послушны. Господь превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их [людей] к желанной пристани (Пс.106:29-30).
При легком попутном ветре святой направил судно к берегу и стал невидим. Живыми и невредимыми моряки прибыли в Миры. В городе корабельщики пошли в соборную церковь, чтобы найти своего благодетеля и поклониться ему.
В это время Николай находился в храме среди клириков. Мореплаватели сразу узнали доброго пастыря и припали к его ногам. Они рассказали собравшимся в церкви людям о том, как святитель по первому их зову чудесным образом явился во время бури на тонущий корабль и избавил всех от неминуемой смерти в морской пучине.
Но великий заступник не только сохранил корабельщикам жизнь, он проявил ревностное попечение о спасении их душ. Прозорливый старец увидел укоренившуюся в моряках порочность. Привычка к разврату, корыстолюбивый нрав и несправедливость к людям требовали врачевания, как тяжкие болезни.
– Братья, умоляю вас, поразмыслите и исправьте свою жизнь, обратите ваши сердца и мысли на путь, угодный Богу, – стал увещевать мореплавателей славный учитель целомудрия и воздержания Николай. – Можно скрыть свои грехи от людей и даже слыть за праведников, но от Бога ничего нельзя утаить. В Священном Писании сказано: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1Цар.16:7). Творите добрые дела и сохраняйте чистоту души и тела. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1Кор.3:16-17). Живите благочестиво, и Господь будет вашей надежной крепостью во всех испытаниях.
О полезное и прекрасное промышление о человеческих душах усердного хранителя чистоты Николая! С какой готовностью откликался святейший епископ на призывы гибнущих людей и как своей благодетельной рукой не только спасал их от меча или морской стихии, но и извлекал из погибельной пучины греха!
Каждый, кто встречал досточудного иерарха, едва взглянув на него, становился лучше, а душа человека, отягощенного страданиями или печалью, обретала утешение. Если же иноверцам случалось увидеть святителя Николая, то и они вступали на путь спасения.
Завершая повествование о житии архиепископа Николая, поведаем о его блаженной кончине.
Предивный угодник Христов дожил до глубокой старости(*). Но пришло время, когда и он после непродолжительной болезни должен был подчиниться общему закону естества. Святитель с молитвой на устах, мирно отошел в сопровождении небесных ангелов в вечную жизнь ко Господу[46]. На его погребение в Миры из всех городов Ликийской области собрались епископы, клирики, иноки и множество народа. Честное тело праведного иерарха было положено в построенной им соборной церкви(*). От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Они источали благовонное многоцелебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление от телесных и душевных недугов.
Мы рассказали читателю о земной жизни Мирликийского архиепископа Николая, обо всех его деяниях и чудотворениях, которые, по воле Божьей, дошли до нас через толщу веков для нашей пользы и спасения.
Сказанного достаточно[47], чтобы постичь, сколь великой силой Господь наделил Своего избранника. Многие святые претерпели мучения и отдали жизнь за Христа, зная, что их ожидает славная награда на небесах. Но мужественный богоподражатель Николай готов был пострадать не только за свой удел в райском саду. Следуя завету Христа: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.1011), он дерзновенно, рискуя жизнью, защищал перед сильными мира сего всех призывавших его в беде людей, дабы озарить их Божественным светом Евангельского сияния и своим примером каждого привести к вечной жизни.
Подающий нетленное богатство Николай по милости Божьей не оставил нас и поныне. Обращаются ли к его иконе, поминают ли в молитве, просто ли призывают – святой везде успевает, выручая людей, попавших в беду, избавляя их от болезней и напастей. Он всюду чудотворит, чтобы всех обращающихся к нему спасти.
Слава великому милосердию, человеколюбию и дерзновенному заступничеству перед Богом святителя Христова Николая. Да прославится в нем Триединый Бог – Отец, Сын и Святой Дух, и да восхвалится Его Преблагословенное Имя во веки веков. Аминь.
Авторы текста жития и примечаний: А.В. Бугаевский и архим. Владимир (Зорин).
Примечания
(*) Житие публикуется по изданию: «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. С. 9-68.
(*) Житие свт. Николая написано заново для будущих Четьих-Меней по всей совокупности дошедших до нашего времени древних рукописей, включая уникальные памятники IV-X вв.
(*) Николай в переводе с греческого означает «побеждающий народ».
(*) Акафист святителю Николаю, икос 1
(*) Это время соответствует 2-3 часам дня по нашему исчислению суток, которое отличается от античного. В древности время дня делилось на 12 равных частей от восхода до заката солнца. Поэтому дневной час зимой был значительно короче летнего.
(*) Николай в силу своего происхождения и состояния должен был пройти полный курс школьного обучения. В начальной стадии обучения детям преподавали грамматику, арифметику и основы риторики. В последствии юноши могли продолжить образование у специальных учителей – преподавателей философии, риторики, медицины, юриспруденции, например, в Афинской академии или в юридической школе в Бейруте. После получения образования юноши обычно выставляли свои кандидатуры на выборах на различные должности или занимались адвокатской деятельностью в судах. Будущий святитель избрал стезю клирика и не стал продолжать свое образование в одной из специальных школ или академии.
(*) В античных театрах представлялись драматические и комические произведения, многие из которых отличались разнузданным и непристойным характером. По римскому законодательству актрисы приравнивались к блудницам. Театры играли огромную роль в жизни античного полиса: в них проводились городские собрания и другие официальные мероприятия.
В древних городах Малой Азии и по сей день хорошо сохранились античные театры. Совершив поездку на родину святителя Николая, авторы осмотрели все постройки и достопримечательности, находящиеся там со времени его жизни, в том числе театры в Мирах и Патаре. После сильного землетрясения в 141 г. по Р.Х. театр в Мирах был перестроен меценатом Опрамоасом. От имеет внушительные размеры и мог вместить 10 тыс. человек. Это указывает на то, что численность населения в Мирах достигала примерно 40 тыс. человек.
(*) На I Вселенском Соборе в 325 г. епископ Патары занимал 31-е место по старшинству епархий. В Византии старшинство епархий определялось специальными списками, так называемыми «Списками епископий» (Notitiae episcopatum).
(*) В кодексе Sin. gr. 525, указывается сумма дара – 50 денариев.
(*) С апостольских времен одобрение паствы было необходимым условием избрания в епископы.
(*) Избрание святителя Николая архиепископом города Мира произошло в период между 290 и 300 гг. Согласно «Апостольскому преданию» (гл. 2) святого Ипполита Римского (ок. 215 г.), посвящение в епископы происходило за воскресной Литургией.
(*) Императоры Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (284-305 гг.) и Гай Галерий Валерий Максимиан (293-311 гг.) были соправителями до 305 г. Воздвигнутое ими гонение отличалось особенной жестокостью. Фактически оно началось в Никомидии в день Рождества Христова в 302 г.
(*) Вероятно, святитель Николай был выпущен на свободу не позже 311 г.
(*) Церковная история 10. 2.
(*) В окрестностях города Миры сохранились остатки более десяти языческих храмов. (Myra. Eine lykische Metfopolie in antiker und byzantinischer Zeit / Hrsg. von J. Borchhardt. Berlin, 1975 S. 71-92).
(*) Энкомий свт. Андрея Критского, гл. 7.
(*) Главы митрополий должны были присутствовать на Соборе, трудно представить себе, что такой борец с ересями, как архиепископ Николай, пренебрег участием в Никейском Соборе.
(*) Акафист свт. Николаю, икос 2; Минея, 6 декабря, 3-я стихира на стиховне.
(*) Минея, 6 декабря, 3-я стихира на стиховне.
(*) Строительство новой столицы Римской империи началось 8 ноября 324 г., сразу после окончательной победы Константина над Ликинием в сражении под Хрисополем. Освящение Константинополя совершено 11 мая 330 года.
(*) В 297 г. император Диоклетиан повелел регулярно, раз в 5, а затем в 15 лет проводить перепись населения и земельных наделов (capitatioetjugatio) для пересмотра налоговых сборов. В 327 г. подошел срок очередной переписи, в результате которой налоги во многих провинциях были значительно повышены.
(*) При императоре Константине всегда находилось довольно большое число епископов. Некоторые из них управляли близлежащими епархиями и почти постоянно жили при дворе (например, епископ Никомидийский Евсевий); другие приезжали к царю для разрешения судебных дел, связанных, как правило с церковным имуществом или личными тяжбами. В случае необходимости из этих иерархов составлялись соборы для возведения или низложения архиереев, а также для решения других церковных вопросов.
(*) На аудиенциях у императора подданным полагалось стоять. Сидеть в присутствии императора считалось особой честью.
(*) Этот жест означал признание воли императора и преклонение перед ним.
(*) Расстояние между Константинополем и Мирами превышает 500 миль. По данным собранным Л. Кэссоном, плавание в IV в. от Константинополя до Родоса (445 миль) при попутном ветре занимало обычно 5 суток, а при встречном ветре – 10 суток. Следовательно, доплыть до Ликии при самых благоприятных условиях можно было не быстрее, чем за 6 суток.
(*) Вероятно, речь идет о сроке до конца индикта, то есть до следующей переписи населения через 15 лет.
(*) Ликия как горная область не могла на своих полях вырастить достаточно зерна, чтобы полностью обеспечить население хлебом, и всегда нуждалась в привозной пшенице. Иногда из-за плохого урожая в других провинциях Византийской империи ликийцы оставались без привозного зерна. Тогда в Мирах начинался голод. Основным продуктом сельскохозяйственного производства в Ликии были оливки. [Консультации по археологии и экономике древней Ликии были любезно предоставлены нам доктором М. Вёррле (Мюнхен)].
(*) Здесь говорится о большой засухе 333 г. Блаженный Иероним упоминает о том, что она случилась в Сирии и Киликии, а преподобный Феофан Исповедник относит ее ко всему Ближнему Востоку.
(*) Зерно взималось с Египта как натуральная подать для снабжения Рима, а затем и Константинополя. Пшеница перевозилась из Александрии в столицу особой коллегией навикуляриев – корпорацией судовладельцев. Для регулирования привоза зерна в Константинополь император издал правила для морского транспорта. Египетские поставки хлеба были чрезвычайно важны для снабжения столицы. В 650 г., после завоевания Египта арабами, они полностью прекратились. Это обстоятельство свидетельствует о древности и историчности текста деяния святителя Николая с хлебовозами из Египта. В менологии они никогда не включались. Вероятно, императорские агиографы сочли пример заимствования общественной подати неприемлемым для подражания.
(*) Словосочетанию «общественный хлеб» соответствует юридический термин onus publicum (общественный груз). Вес зерна при выгрузке приемщики тщательно контролировали.
(*) Тайфалы – одно из племен, живших в Дакии на Дунае по соседству с готами; в исторических источниках неоднократно упоминаются римские вспомогательные войска, составленные из тайфалов).
(*) Плакома – рынок в андриакском порту. Остатки плит покрывавших площадь этого древнего рынка и руины торговых складов сохранились до нашего времени (Myra... Abb. 12).
(*) Стратигом Асии Евстафий назван только в энкомии Патриарха Мефодия (гл. 15). Можно предположить, что речь идет о наместнике диоцеза Асия, совершавшем инспекционную поездку по подчиненным ему провинциям.
(*) По закону Римской империи казнь совершалась вне города.
(*) Вира – место за городом Миры, где казнили преступников.
(*) Префект претория Востока Аблабий командовал императорской гвардией, внутренними войсками и отвечал за безопасность державы и самого монарха. Узнавать и докладывать царю о готовящихся заговорах и мятежах являлось его прямой обязанностью. Известно, что Аблабий был коварным и мстительным человеком и злоупотреблял доверием императора. Так, между 330 и 332 гг. жертвой его мести стал известный философ Сопатр.
(*) По римскому праву за ложное обвинение в тяжком преступлении клеветники могли быть приговорены к казни.
(*) Аблабий обвинил Непотиана, Урса и Герпилиона в организации мятежа. Этот вид преступления по римскому праву подпадал под закон о предателях и дезертирах, по которому допускалась казнь без суда и следствия.
(*) Диррахий (совр. Дуррес) – древний город на территории современной Албании.
(*) По поясу в Римской империи можно было судить о чине воина.
(*) Пока стратилаты сидели в темнице, у них отросли волосы. Следовательно, они проведи в заключении не менее нескольких месяцев. Приказание царя остричь волосы означает возвращение стратилатов на государственную службу, поскольку всем чиновникам Римской империи полагалось носить короткую стрижку.
(*) Император Константин внял предупреждению святителя Николая и освободил стратилатов, которых он осудил по неведению. Албаний не исправился и продолжал плести интриги. После смерти Константина в 337 г. он стал готовить заговор против нового императора Констанция и был по его приказу убит в конце 337 г. или начало 338 г., а его дом в Константинополе с имуществом конфискован и достался впоследствии императрице Плацидии (Real-Encyclopédie der Antike / Hrsg. von Pauly und Wissowa, I. S. 103; Meisen K. Op. cit. S. 3).
(*) Дарения Евангелия в золотом окладе являлось весьма характерным поступком для императора Константина. Строительство новых христианских храмов в Константинополе и других городах империи вызвало ощутимый недостаток богослужебных книг. Константин позаботился об их скорейшем изготовлении. Царь отправил гонцов к епископу Кесарийскому Евсевию с наказом, чтобы «отличные писцы написали на хорошо выделанных пергаментах пятьдесят экземпляров книг» и доставили их во дворец (Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV,. Гл.34). По распоряжению императора в столице богослужебные книги должны были содержаться в богатых переплетах (Там же Кн. III. Гл. 1). Возможно Евангелие в золотом окладе, подаренное императором святителю Николаю, было одно из пятидесяти книг, о которых упоминает Евсевий.
(*) В Синаксаре Константинопольской Церкви, у блаженного Симеона Метафраста (гл. 29) и в Житии вкратце (гл. 17) сообщается, что святитель умер в глубокой старости. В Римской империи глубокой старостью считался возраст 70-80 лет. Смерть святителя Николая именно в этом возрасте надежно установила антропологическая экспертиза, проведенная профессором Л. Мартино при вскрытии в Бари гробницы с мощами святого в 1953-1957 гг. (Martino L. Op. cit.).
(*) Святые мощи архиепископа Николая почивали в этом храме семь с половиной веков – до перенесения в Бари в 1087 г. (большей их части) и в Венецию в 1097 г. (оставшейся в Мирах части мощей). Храм в Мирах хорошо сохранился и поныне. Однако богослужение в нем разрешается турецкими властями только один раз в год – 6/19 декабря.
[1] При составлении текста использованы следующие источники:
1) греческие памятники IV-XVI вв., цитируемые по: Anrich С. Hagios Nikolaos. I. Leipzig,1913: а) житие святителя Николая, составленное архимандритом Михаилом (VIII-IX вв.; текст см.: S. 113-139); б) Синаксарь Константинопольской Церкви (Х в.; S. 205-210); в) «Житие вкратце» (Х в.; S. 277-287); г) житие, составленное монахом Дамаскином (XVI в.: S. 459-460); д) похвальные слова святителя Андрея Критском (VII-VIII вв.; S. 419-428), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (Methodius аd Theodorum и EncomiumMethodii, 1-я пол. IX в.; S. 141-150, 152-182), и пресвитера Неофита (ХI в.; S. 390-416); е) «смешанные» жития (Vita соmрilata, Vita lycio-alexandrina; S. 301-311); ж) житие, составленное блаженными Симеоном Метафрастом (Х в.; S. 235-267), в двух редакциях; з) отдельные тексты деяний святителя Николаи: «О стратилатах» (IV-VI вв.; S. 67-95) в пяти редакциях и «О подати» (Х в.; S. 98-110) в двух редакциях;
2) славянские памятники XI-XVII вв., сборники житий и чудес см.: а) Крутова М.С. Святитель Николай в древнерусской письменности. М., 1997; б) Великие Минеи Четьи. Декабрь. М., 1904. С. 581-728); в) Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. М., 1906. Кн. 4. С. 175-211;
3) латинские жития Х-XVI вв., написанные: а) Иоанном, архидиаконом Неаполитанским (Х в.); б) Леонардо Джустинианом (ХV в.; Historiae Aloysii Lipomani episcopi Veronensisde vitis sanctorumLovanii, 1571. Т. II. F. 252-266); в) Лаврентием Сурием (XVI в.; De probatis sanctorum hiscoriis. Соloniaе Аgriррinае, 1575. Т. 6. Р. 795-810);
4) сирийский сборник чудес святители Николая см.: Cod. Мus. Вrit. add. 12174, S. Х. (Аnrih C. Ор. cit. II. S. 61-63).
При работе над житиями нами были использованы также фундаментальные труды о святителе Николае Мирликийском (Anrich С. Ор. cit. II Leipzig, 1917: Меissen К. Nikolauskult und Nikolausbranch in Abendlande // Forschungen zur Volkskunde, 9-12. Dusseldorf, 1931; Sevcenko N.P. Тhe Life of Saint Nicholas in Byzantine Аrt. Torino, 1983; Cioffari С. San Niсоlа nеllа сritica stoгica. Вагi, 1988), историко-археологическая и географическая литература по IV в. (История Византии. Т.1. М., 1967; Муrа. Еinе lykische Меtгороliе in antiker und byzantinischer Zeit / Нrsg. von J. Borchhardt. Berlin, 1975) и целый ряд других отечественных и зарубежных исследований.
Авторы выряжают благодарность А.Ю. Виноградову за переводы текстов с греческого и латинского языков, а также за предоставленные ценные исторические сведения.
[2] Ликия – историческая область на юго-западе Малой Азии, на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла. Исконным населением этой гористой прибрежной страны были ликийцы – народ, говоривший на языке хетто-лувийской группы. Ликийцы имели свою особую письменность, культуру и политеистическую религию. После эпохи расцвета в V-IV вв. до Р. Х. ликийцы полностью ассимилировались с греками. До завоевания римлянами Ликия представляла собой сообщество 14 независимых полисов (городов-государств). В I в. по Р. Х. она вошла в состав объединенной императорской провинции Ликия-Памфилия. В нач. IV в. по Р. Х. Ликия выделяется в самостоятельную провинцию (Der Kleine Раulу, s.v. Lукiеn).
[3] Патара (по-ликийски Pttara) – один из крупных городом древней Ликии, известный своей гаванью; упоминается с V в. до Р. Х. После завоевания Александром Македонским этот город перешел к его наследникам, а затем к римлянам. В Патаре процветал культ Аполлона. Развалины древнего города находятся около современного Келемиша, но на его территории никогда не велись археологические раскопки.
[4] Святитель Мефодий I, Патриарх Константинопольский (843-847 гг., память 14/27 июня), в послании к Феодору (сохранилось только в одной рукописи: Vat. gг. 2084) так говорит (гл. 6) о родителях святителя Николая: «Он происходил от родителей благородных и блиставших состоянием, но непричастных сановному чину, ибо они считали, что нельзя не запачкаться, коснувшись смолы».
[5] В древних текстах нет никаких указаний на дату рождения святителя Николая. Однако можно приблизительно установить время рождения будущего иерарха. Поскольку святой скончался в 335 г. и прожил 70-80 лет, период времени, к которому можно надежно отнести год рождения святителя Николая, заключен между 255 и 265 гг., причем наиболее вероятной является дата около 260 г. День рождения святого Николая также не указан в древних греческих текстах, но на Руси с древнейших времен праздновалось его рождество. В месяцесловах оно первоначально отмечалось 23 и 24 августа, а с 1621 г. – 27 июня и 29 июля.
[6] Имена родителей святителя Николая неизвестны. Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869-1873 гг., имена родителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая заимствованы из жития другого святителя Николая, происходившего из ликийского города Пинара. Архимандрит Антонин убедительно доказал, что древние агиографы допустили смешение житий двух святителей с одинаковым именем – Николай. Один из них был архиепископом Мирликийским в IV в., в годы царствования императоров Диоклетиана и Константина Великого. Другой святитель Николай жил в VI в., стал архиепископом Пинарским при императоре Юстиниане I и скончался 10 декабря 564 г. Он долгое время являлся настоятелем Сионского монастыря.
Сохранились древние тексты жития святителя Николая Пинарского, восходящие к VI в. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, о дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели. В нем оказалось и то же самое повествование о путешествии в Святую Землю, что и в житии святителя Николая Мирликийского, но со множеством дополнительных подробностей.
Указанные совпадении привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель – Николай Мирликийскнй, живший в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя 200 лет архимандрит Антонин (Капустин) установил факт существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак, два было святителя Николая ликийских» (Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Тр. Киевской Духовной академии, 1869. II. 6. С. 449; об этом архимандрит Антонин писал и в другой работе: Еще о свят. Николае Мирликийском // Тр. Киевской Духовной академии, 1873. IV. 12. С. 241-288).
Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. Х в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на житии святителя Николая, составленном в VIII-IХ вв., в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А.Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в ГИМ греч. 378. Л. 36-54. XI в.). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев.
Для устранения из жития святителя Николая всех заимствований из жизнеописания святителя Николая Пинарского, впервые выявленных архимандритом Антонином (Капустиным), нами были использованы следующие памятники: 1) житие святителя Николая Пинарского (кон. VI в.; Аnrich С. Ор. cit. I. S. 3-65; Тhe Life of St. Nicholas of Sion / Ed. By I. Sevcenko and N. P. Sevcenko. Brookline (Маss.), 1984); 2) апокрифы о святителе Николае в двух редакциях (Anrich C. Ор. cit. I. S. 312-332).
[7] Патриарх Мефодий сообщает в энкомии (рукописи ГИМ 379, 384, Hier. Раrt. 13; Iwir. 275), что родители отдали Николая учиться священным наукам, когда ему исполнилось пять лет (гл. 5). Вероятно, Николай учился Закону Божьему у одного из клириков, поскольку во 2-й пол. III в. в языческой империи власти вряд ли разрешили бы христианам открывать церковные школы для детей. Ни в одном из источников о существовании таких школ не упоминается. Сохранились сведения об Александрийской школе для оглашенных, однако она предназначалась для взрослых. Церковные школы для детей стали появляться в Византии во время царствования Константина Великого (306-337 гг.).
[8] О посвящении Николая в клирики сообщает святитель Мефодий в своем энкомии (гл. 5). Вероятно, святой Николай был посвящен в чтецы или дьяконы.
[9] Большинство исследователей склоняются к тому, что до составления архимандритом Михаилом жития святителя Николая рукописные источники о нем представляли собой разрозненные списки отдельных деяний и чудес. К самым ранним из них относится повествование о спасении трех мужей и трех стратилатов. Отдельного списка, рассказывающего о благодеянии святого трем девицам, не сохранилось. Наиболее древним является текст этого деяния, входящий в житие, составленное архимандритом Михаилом. О том, что это деяние было широко известно и раньше, свидетельствует фреска с изображением трех девиц в церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме. Вильперт датирует ее 2-й пол. VIII в., то есть временем до написания архимандритом Михаилом жития святого. При изложении повествования о трех девицах мы использовали тексты из жития, составленного архимандритом Михаилом, по рукописям: Аmbr. gr. С 123 sup.; Оxon. Воdl. Laud. gr. 69; Lips. II, 26; Nеар. gr. II С 26; Раr. gr. 1463; Par. gr. 1458; Vat. gr. 2000; Vat. gr. 1641; Vat. gr. 1673; Vat. gr. 2073; Vat. gr. 824; Vind. Hist. gr. 31; а также по житию, написанному блаженным Симеоном Метафрастом (гл. 5-7).
[10] Повествование о милосердной помощи, тайно оказанной святым Николаем трем девицам, приобрело исключительную популярность не только в Византии, но и во многих христианских государствах. Появилась традиция делать рождественские подарки детям в виде яблок или сладких булочек, которые тайно приносит в мешке и оставляет для них святой Николай, именуемый на Западе Санта-Клаусом. Эта традиция получать подарки от Санта-Клауса зародилась в XVI в. в Северной Германии и Нидерландах и связана с почитанием святителя Николая как покровителя булочников, которые пекли сладкие пирожки и булочки к его празднику. В XVII в. легенда о Санта-Клаусе широко распространилась в Америке после переселения на этот материк множества выходцев из Голландии. Позднее появилась другая легенда о том, кто Санта-Клаус живет в Лапландии и приезжает на Рождество на повозке, запряженной оленями, в красно-белой одежде с мешком подарков для детей (Jones C.W. Saint Nicholas оf Муrа, Bari, аnd Manhattan. Biography оf а Legend. Chicago-London, 1978. Р. 292-323).
[11] В древних источниках содержится только краткое упоминание о многочисленных благодеяниях юного Николая в Патаре, но никаких подробностей о добрых делал святого, кроме истории спасения трех девиц, к сожалению, не сохранилось.
[12] В житиях святителя Николая после рукоположения святого в пресвитеры традиционно следовало повествование о его путешествии в Святую Землю. Блаженный Симеон Метафраст так описывает (гл. 12) его паломничество в Палестину: «…святой направляется к гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный крест. Ночью подходит к святому крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата».
Архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречающаяся в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Миры и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклетиане и Максимиане и сияет потом чудесами на весь мир при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова правления». – Антонин (Капустин), архим. Святой Николай… С. 445.
Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г., т. е. временем, когда Крест еще не был найден святой равноапостольной царицей Еленой и храм Воскресения Господня не построен, хронология жития архиепископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. После открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, жившего в VI в., где подробнейшим образом описываются два его путешествия на Святую Землю, стало совершенно очевидно, что второе паломничество Николая Пинарского в Палестину было целиком заимствовано в житие святители Николая Мирликийского. Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности, впервые объясненной архимандритом Антонином (Капустиным).
При создании достоверного жития святителя Николая Мирликийского мы исключили все сведения, относящиеся к святителю Николаю Пинарскогу, в том числе описание его путешествия в Палестину, ошибочно приписанное в нач. Х в. нашему святому.
[13] Город Миры (ныне Демре, или Кале, в провинции Анталья, в Турции) существовал с V в. до Р.Х., однако в источниках упоминается только с I в. до Р. Х. Миры были крупнейшим городом древней Ликии и находились в 4 км от моря, на реках Мирос и Андриакос, в устье которой была гавань Андриака. В совете ликийских городов-государств Миры обладали тремя голосами. Миры в 60 г. посетил апостол Павел на пути из Адрамита в Александрию.
[14] Сведения о Поместном соборе в Мирах мы нашли у Леонардо Джустиниана (XVI в.; Lipomanus А. De probatis sanctiorum historiis. Т. 6. Соlоniае Agrippinae, 1575. Р. 795-810), который, вероятно, пользовался не дошедшим до нашего времени древним источником. Джустиниан также сообщает (гл. 20), что «архиепископ Николай в помощь себе по церковному управлению избрал двух добродетельных и благоразумных советников: пресвитеров Павла Родосского и Феодора Аскалонского – мужей, известных во всей Греции». Никаких сведений об этих пресвитерах не сохранилось.
[15] Описания образа жизни, внешнего облика и одеянии святителя Николая приводятся нами главным образом по Леонардо Джустиниану. В 1953-1957 гг. в Бари при вскрытии гробницы святителя Николая профессором Луиджи Мартино были проведены тщательные анатомо-антропологические исследования святых к мощей. Эти исследования показали, что иконографический образ святителя по своим чертам полностью соответствует его портретному изображению, реконструированному по черепу из Барской гробницы. По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеидной средиземноморской расе, которая характеризуется средневысоким ростом и смуглой кожей, преимущественно долихокефальным высоким черепом, носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости. Анатомо-антропологические исследования мощей позволила определить рост святителя – 167 см. (Martino L. Lе reliquie di S. Nicola. Bari, 1987. Р. 57-63).
[16] О пресветлом сиянии от лица святого Николая сообщает блаженный Симеон Метафраст (гл. 29). Подобное сияние исходило от лица пророка Моисея (Исх. 34, 29).
[17] Антропологические исследования мощей святителя Николая свидетельствуют, что святой питался только твердой растительной пищей (Martino L. Ор. cit. Р. 49).
[18] Упоминание о мучениях святителя Николая на дыбе и о других пытках, а также описание тягот его тюремного заключения имеются у блаженного Симеона Метафраста (гл. 13), в Синаксаре Константинопольской церкви (АпrichC. Ор. cit. I. S. 205-207), в «Житии вкратце» (гл. 3) и в энкомии пресвитера Неофита (гл. 26).
[19] По заключению профессора Луиджи Мартино, анатомо-антропологические исследования костей грудной клетки и позвоночника святителя Николая свидетельствуют, что святой страдал артрозом позвоночника и, возможно, анкилозом (неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей). Радиологическое исследование черепа выявило внутреннее костное уплотнение черепной коробки, весьма обширное и ярко выраженное (perostosis endocramosica diffusa). Профессор Л. Мартино полагает, что указанные костные изменения должны объясняться долгим влиянием холода и сырости, которым святитель подвергался во время многолетнего томления в тюремных помещениях, куда он был заключен в возрасте около 50 лет (Martino L. Ор. сit. Р. 53; Iдет. Sоlеnni се1еbгаziоni реrlа reposizione деllesасге оssа di S. Nicola 29 аргilе – 9 maggio1957 // Bolletino di S. Nicola. 1957; СloffariC. Ор. сit Р. 161-166; Успенский Н.А. Две недели в Риме // ЖМП. 1978. № 8. С. 72).
[20] В день памяти святителя Николая у его мощей в Мирах святитель Андрей, архиепископ Критский (родился около 660 г., умер 4 июля 740 г.), произнес проповедь в виде похвального слова (энкомий). В ней святитель Андрей сравнивает подвиг архиепископа Мирликийского Николая с подвигом мучеников Крискеита, Диоскорида и Никокла (гл. 9). Крискент (память 13/26 апреля) пострадал в Мирах в 258-259 гг. при императорах Валериане и Галлиене. Диоскорид (память 13/26 октября) и Фемистокл (или, согласно святителю Андрею Критскому, Никокл – память 21 декабря/3 января) пострадали в Мирах и 250-251 гг. при императоре Декии. Сохранилась память еще о нескольких ликийских мучениках: Мефодий, епископ Олимпийский, церковный писатель, пострадал В Халкиде в 311-312 гг.; Аффиан из Гаги (рядом с Олимпом) – в Палестине; Лев и Иулиана – 24 июля/6 августа при Диоклетиане; Парегорий и Лев – в Патаре (память 18 февраля/3 марта) в 178 или 258-259 гг.
[21] Эдикт, который начал отменять прежние указы 303-304 гг. о преследовании христиан, был обнародован 30 апреля 311 г., незадолго до смерти от неизлечимой болезни императора Галерия Максимиана в мае 311 г. Епископ Кесарин Палестинской Евсевий Памфил (264-340 гг.), современник и свидетель жесточайшего Диоклетианова гонении, пишет: «…на десятом году оно, по милости Божьей, совсем прекратилось, а затихать стало на восьмом голу» (Церковная история, VIII, 16-17).
Ликийские язычники были недовольны ослаблением гонения в 311 г. Получив от императора разрешение обратиться к нему с любой просьбой, они стали ходатайствовать о продолжении преследования христиан. Об этом свидетельствует относящаяся к 311-312 гг. уникальная надпись на камне из Ариканды в Ликии, найденная археологами в 1892 r. (Tituli Asiae Minoris / Еd. E. Kalinka. II, 3. Vindobonae, 1944. Р. 290-292. № 785): «Спасителем всего племени и рода человеческого августам цезарям Галерию Валерию Максимину, Флавию Константину и Валерию Ликиниану Ликинию от народа Ликии и Памфилии прошение и моление. Мы уже удостоились человеколюбивых благодеяний ваших богов-гениев и радеем о служении им. О божественнейшие императоры, всегда заботясь о благополучии вас, всепобеждающих владык, мы решили, что нам должно прибегнуть к вашей бессмертной царственности и попросить, чтобы уже давно безумствующие христиане, которые и до сих пор сохранили ту же болезнь, наконец остановились и никакими своими пустыми новшествами не преступали должное почитание богов. Это непременно было бы исполнено, если бы вы воспрепятствовали беззаконным деяниям безбожников и вашим божественным и вечным указом повелели всем им отречься от их веры. Да будут все они принуждены почитать культ ваших гениев ради вашего вечного и бессмертного царствия, что, как очевидно, было бы особенно полезно всем вашим людям».
[22] Блаженный Симеон Метафраст называет святителя Николая «мучеником, принявшим бескровный венец» (гл. 13). О мученическом венце говорится в энкомиях святителя Андрея Критского (гл. 9) и пресвитера Неофита (гл. 26).
[23] Хронологически разрушение капищ в Ликии могло последовать только после победы Константина над Ликинием в 324 г. В начале царствования Константина христиане составляли лишь седьмую часть населения государства. Уничтожение идольских храмом в Мирах святителем Николаем свидетельствует об очень быстром процессе христианизации населения в Ликии под влиянием великого архипастыря, а также о его дерзновении и мужестве. Сам Константин не мог запретить культ языческих богов. Эта мера привела бы к сильному возмущению большинства еще языческого населения и войска и смещению самого императора с престола. Так, в 393 г., когда христиане стали активно разрушать капища, язычник Арбогаст поднял восстание против императора Феодосия I (379-395 гг.), издавшего постановление о закрытии капищ и запрещении языческих жертвоприношений. Это восстание было подавлено, ибо большая часть населения в кон. IV в. уже приняла христианство, и император без особого риска для державы и своей жизни мог вести борьбу по искоренению языческих обрядов.
[24] Артемида – греческая богини охоты и луны. До христианизации она пользовалась в Мирах наибольшим почитанием и считалась покровительницей города. В Ликии главными богами были Аполлон, Артемида и их мать Латона (Лето). В ликийской эпиграфике Артемида часто встречается под именем Артемид Элевтер. В ее честь устраивались празднества и игры. Именем богини в Ликии был назван месяц артемисий, приблизительно соответствующий нашему июлю. Храм Артемиды в Мирах славился как самое величественное и прекрасное здание в Ликии. Большая надпись из Родиаполиса (ок. сер. II в. по Р. Х.) так восхваляет ликийского мецената Опрамоаса: «В городе Миры, разрушенном землетрясением [141 г. по Р. Х.], он воздвиг святилище Элевтеры, самое прекрасное и большое в Ликии, а также устроил празднество и игры в честь богини и самодержца» (Неbеrdеy R. Орramоаs, Inschriften vоn Негооnvоn Rhоdiapolis. Berlin, 1897. XIII С, XIX АВ). Святилище Артемиды часто изображалось на ликийския монетах времен императора Гордиана III (238-244) в виде дистильного или тетрастильного храма. Место, где было в Мирах святилище Артемиды, – неизвестно. Возможно, оно находилось перед городом, подобно другим большим храмам античности, как, например, храм Артемиды Эфесской или ликийские святилища Латоны около Ксанфа и в Ойноанде.
[25] Никея – город провинции Вифиния на северо-западе Малой Азии. В IV в. в Никее находилась излюбленная резиденция римских императоров. В ней проходили I (и 325 г.) и VII (в 787 г.) Вселенские Соборы.
[26] По церковному преданию, на I Вселенском Соборе присутствовало 318 архиереев. В дошедших до нашего времени различных списках участников Собора на греческом, коптском, сирийском, арабском и других языках имеется до 220 имен. Однако по достоверным свидетельствам участников Собора, на его заседаниях было значительно больше архиереев. Святитель Афанасий Великий, папа Юлий и Лукифер Калабрийскнй говорят о 300 делегатах. Император Константин называет более 300. За время работы Собора состав и число его участников менялись. Одни епископы отбывали по неотложным делам в свои епархии, другие, наоборот, прибывали (Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 31-32). Возможно, поэтому нет полного списка архиереев, присутствовавших на всех заседаниях. Нельзя уточнить списки участников Собора и по его протоколам. Император запретил вести их, так как ему надоели бесконечные споры африканских фанатиков-донатистов по каждой букве записей. Константин предложил зафиксировать только точно сформулированные окончательные решения Собора.
Имени святителя Николая нет в большинстве списков (что, как мы видим, может быть легко объяснено их неполнотой), но оно присутствует в двух греческих списках участников Никейского Собора, один из которых был составлен около 500 г. церковным историком Феодором Чтецом (Раprum Niceanorum nomina 1аtine, graece, сорtice. syriace, агbiсе, аrmeniace / Еd. Н. Сеlzег, Н. Нi1gеnfeld, О. Сuntz. Lipsiae, 1898. Р. 67). Анрих полагал, что святитель Николай был вписан в эти греческие списки поздними переписчиками в XIII в., однако весьма авторитетные новейшие исследователи опровергают это предположение. Леклерк (Leclercq Н. Niсее // DACL, XII. Соl. 1216), Шварц (Schwarz Е. Ubeг diе Bischfslisten der Synoden von Chalkedon, Niсаеа und Konstantinopel // Аbhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, N. Г., 13, 1937. S. 1-90) и Хонигман (Ноnigmann Е. Lе liste originale des рeres dе Niсее // Byzantion, 14, 1939. Р. 17-76) считают, что Феодор сам на основании житий святителя Николая или других надежных источников, которыми он располагал, дополнил списки, имевшиеся в его распоряжении, пропущенным в них именем архиепископа Мирликийского.
[27] В сохранившихся древних текстах повествование о пощечине еретику и заключении в тюрьму архиепископа Николая отсутствует. Приводя этот рассказ и Четьих-Минеях, святитель Димитрий Ростовский ссылается на инока Студийского монастыря Иоанна. Как предположил историк А.Ю. Виноградов, в Четьих-Минеях, по всей видимости, перепутано имя Студийского инока Иоанна с иноком Дамаскином, составившим в XVI в. житие святителя Николая на новогреческом языке. Это житие впоследствии получило широкое распространение на всем христианском Востоке.
[28] По законам Римской империи рукоприкладство в присутствии императора считалось «оскорблением величества» (сrimenlaesae maiestatis) и наказывалось не только заключением в темницу, но и отсечением руки или опалением бороды.
В славянских текстах в прологе и житиях святителя Николая с ХI в. почти во всех рукописях сообщается о заключении святого в темницу, но о наказании опалением бороды повествуется только в одной, сравнительно поздней рукописи, датируемой серединой XVI в. (РГБ, Ундольскнй 563; Крутова М.С. Указ. соч. С. 108). В Бари в храме святителя Николая, где почивают его святые мощи, на потолке центрального нефа можно увидеть картины, написанные Карлом Роза в 1661-1673 гг. На третьем полотне, расположенном на потолке непосредственно перед алтарем, изображен архиепископ Николай, объясняющий догмат о Святой Троице в присутствии императора Константина на Никейском Соборе. Вокруг этой картины расположено четыре боковых полотна. На них художник изобразил сцены пощечины еретику Арию, заточения святого и опаления воинами его бороды, возвращения Самим Христом и Богородицей митры и омофора святителю и его освобождения из темницы.
Архиепископ Николай прожил десять лет после Никейского Собора. Дело, конечно, не дошло до опаления бороды, которая после этого не растет, или отсечения руки. Иначе столь существенный факт, несомненно, нашел бы свое отражение в описании облика святого в его житии. Чудесное явление Христа и Богородицы избавило святителя не только от заключения, но и от наказания в виде отсечения руки или опалепия бороды.
[29] Чудо в темнице изложено нами по новогреческому житию, составленному иноком Дамаскином Студийским, и по некоторым славянским житиям святителя. (Там же. С. 108.)
[30] Сохранились четыре греческих манускрипта, которые содержат повествование о снижении налога дли Ликии императором Константином по ходатайству свт. Николая. Эти рукописи представляют две редакции: «краткую» (Ambr. D 92. Л. 44 об. 46 об.; Vat. gr. 821. Л. 256-260 об.) и «пространную» (Ambr. С 92. Л. 100-103; Par. gr. 1556. Л. 1 об. 21 об.). Кроме того, маленький фрагмент «Деяния о подати» сохранился в латинской службе на праздник перенесения мощей свт. Николая в Бари (изд. вкн.: Barbier de Montault X. Oeuvres completes. Vol. XIII. Paris, 1899. P. 426 sqq.) «Деяние о подати» ранее не включалось в жизнеописания свт. Николая (за исключением одного позднего краткою жития в Sin. gr. 522).
В Х в. по повелению императоров Византии агиографы стали перелагать жития святых для менология. «Деяние о подати» они не включили в жизнеописание святителя Николая, вероятно для того, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях, ибо казна Византийского императора в Х в., как и в IV в., очень нуждалась в пополнении. Поэтому более тысячи лет тому назад деяние архиепископа Николая о снижении подати не вошло в состав его жития и до настоящего времени было совершенно неизвестно читателю. Между тем оно вполне исторично и является одним из самых выдающихся деяний святого.
[31] В рукописных текстах «Деяния о подати (гл. 3) указывается, что святитель Николай остановился во Влахерне при храме Пресвятой Богородицы. Но в нач. IV в. во Влахерне не было ни храма (знаменитая церковь была построена там лишь в 451 г.), ни императорского дворца. Историк А.Ю. Виноградов предполагает, что святитель Николай остановился при одном из храмов Богородицы, построенном Константином рядом с императорским дворцом, например, при церкви Богоматери Халкопратийской. [В царствование Константина Богородичных храмов было еще очень мало. Строительство многих церквей, посвященных Богородице, осуществлено святой благоверной царицей Пульхерией (414-453 гг., памяти 10/23 сентября). В ХI в. императоры покинули Большой дворец и переселились на север города, во Влахернекий дворец. Вероятно, писец в XI в. решил уточнить текст древнего манускрипта и назвал храм Богоматери Влахернским, ибо в его время новый императорский дворец находился рядом с Влахернским храмом Пресвятой Богородицы.]
[32] Андриака – в древности крупнейший порт на юге Малой Азии в 4 км от города Миры. Порт был расположен в очень удобной гавани, вытянувшейся между двух горных хребтов в сторону Мир (на северо-восток). В Андриаке находились огромное зернохранилище («гранарий»), построенное при императоре Адрнане, каменные цистерны, акведук, несколько храмов и целый ряд других построек. Ныне гавань заболочена, и порт давно прекратил свое существование, но остатки зданий и портовых построек прекрасно сохранились до наших дней. Их многочисленные фотографии и планы можно увидеть в монографии: Мyrа… S. 65-75. Таf. 32-46.
[33] Асия – первоначально сенатская провинции на западе Малой Азии. По реформе Диоклетиана была введена новая, более крупная административная единица – диоцез, объединявший в себе несколько провинций, во главе которого стоял викарий. В диоцез Асия входила вся западная часть Малой Азии, включая Ликию.
[34] Чудо с тремя золотыми монетами изложено по энкомию Патриарха Мефодия (гл. 17), «Смешанному житию», а также по тексту блаженного Симеона Метафраста (гл. 16) и энкомию пресвитера Неофита (гл. 29).
[35] «Деяние о хлебовозах» из Александрии изложено по житию святителя Николаи, составленному архимандритом Михаилом (гл. 37-39), «Смешанному житию» (гл. 44) и энкомию пресвитера Неофита (гл. 17), где содержится важное уточнение о прибывших в андриакскую гавань пяти кораблях.
[36] «Деяние о стратилатах» – древнейший рукописный памятник, восходящий к IV в. Он дошел до нас в 5 редакциях; 1-й – сравнительно полной (Lips, rep. II 26; Neapol. gr. II С 26; Vat. gr. 679, 821, 866, 1641, 1673, 2000, 2049, 2073; Barb. gr. 332, 555; Chis. R VI 39; Ottob.gr. 1; Pian. II 22; Par. gr. 683, 770, 1220A; Sab. gr. 18; Vind. hist. gr. 126; Ambr. gr. С 92 sup., G 63 sup.; Oxon. Bodl. Laud. 68; Scor. X III 6; Messan. gr. 4, 3; Bcrol. gr. fol. 43; Mon. gr. 255; Marc.gr. II 101); 2-й краткой (Vat. gr. 824; Oxon. Barocc.gr. 174; Bodl. Selden. sup. 9; Chalc. gr. 62); 3-й – наиболее полной, содержащей дополнительные подробности (Oxon. Bodl. Laud. gr. 69; Coisl. gr. 105; Vind. hist. gr. 31); 4-й (Vat. gr. 803, 1865; Vind. Theol. gr. 148) и 5-й – смешанной между первыми тремя редакциями (Аmbr. gr. С 95 sup.; Vat. gr. 1192, 1631; Par. gr. 1170). При составлении текста повествования о стратилатах нами использовано также житие святителя, написанное Симеоном Метафрастом (гл. 17-27).
[37] Имена Непотиана и Урса исторически достоверны. Флавий Попилий Непотиан – сын Попилия Вария Непотиана, консула 301 г. В 314 г. Флавий Непотиан женился на Евтропии, сестре жены Константина, и стал консулом в 336 г. Флавий Урс был консулом в 338 г. (Fаsti consulares imperii Romani / Ed. W. Liebnam // Kleine Техtе, 41/42. Leipzig, 1909. Аnn. 336, 338). Сведения оГерпилионе не сохранились.
[38] Неизвестно, где находились городские ворота и другие указанные здесь достопримечательные места в Мирах. Археологические раскопки велись только в окрестностях этого древнего ликийского города, но в самом городе не производились. Как нам сообщил доктор М. Вёррле, раскопки в Мирах крайне затруднены из-за очень большой толщины культурного слоя, который достигает 7 м под современным городом Демре. Поэтому в настоящее время нет никаких археологических сведений по топографии города.
[39] Флавий Аблабий – всемогущий фаворит императора Константина, ближайший его советник и доверенное лицо, имевший огромное влияние на монарха. Аблабий родился на Крите, в семье низкого происхождения. В молодости, до своего переезда в Константинополь, он служил на Крите чиновником у губернатора. В 324-326 гг. Аблабий стал викарием Азианы, в 331 г. он был консулом, в 329-337 гг. до смерти императора – префектом претория Востока. Хотя Аблабий по поручению Константина опекал его сына Констанция в 329 г. в Италии и в 335 или 336 г. на Востоке, после смерти государя в 337 г. он лишился должности и удалился в свое поместье в Вифинии, где жил как частное лицо (Rea1-Encyclopedie der Аntiке / Нгsg. von Раulу und Wissowa. I. S. 103; Meisen К. Ор. сit, P. 3).
[40] Из вопроса императора: «Кто ты?», – некоторые историки делали вывод, что Константин ранее не видел Николая и, следовательно, архиепископ Мирликийский не был на I Вселенском Соборе. Слова святителя Николая «посмотри на меня» очень важны (они сохранились в древнейшем тексте 3-й редакции «Деяния о стратилатах», гл. 12) и позволяют сделать иной вывод. Ответ «посмотри на меня» говорит о том, что если император, который был внезапно разбужен святым и увидел его в ночном полумраке, внимательнее «посмотрит на» архиепископа Мирликийского, то должен узнать его, так как они ранее были знакомы.
[41] После речи Непотиана в латинских и славянских текстах повествуется еще об одном дивном видении. Вот как описывает его Леонардо Джустиниан (гл. 23): «Константин уже доброжелательно смотрел на них и благосклонно беседовал с ними; лицо и слова императора ясно выражали его душевное раскаяние. Тогда стратилаты, уже немного смелее взирая на Константина, видят подобие Николая, сидящего рядом с царем и требовательно просящего о милости и милосердии». Так как рассказ об этом чуде на допросе у императора отсутствует в сохранившихся греческих рукописях, мы упоминаем о нем только в примечании.
[42] В житии, составленном блаженным Симеоном Метафрастом (гл. 18), повествуется: «Император и вельможи с почетом и роскошью принимают стратилатов, и отныне они становятся знаменитыми и славными во всем государстве и им оказывают великий почет». В те времена самой почетной должностью в Римской империи была должность консула. Флавий Непотиан получил эту должность в 336 г. (FаsticonsularesimperiiRomani / Ed. W. Liebnam // Kleine Техtе, 41/42. Leipzig, 1909. Аnn. 336, 338). Вероятнее всего, император Константин принял решение о назначении Непотиана консулом после победы стратилатов во Фригии. Предстоящее назначение вызвало зависть среди других военачальников, и они оклеветали стратилатов перед императором. Если бы Непотиан уже стал консулом к моменту доноса на него Аблабия, то император не решился бы казнить без суда человека, занимавшего такую высокую должность. Следовательно, Непотиан получил должность консула уже после своего освобождения из тюрьмы. Флавий Урс стал консулом в 338 г.
Известно, что Непотиан преданно служил не только императору Константину, но и, после смерти великого самодержца, его сыну Константу. В 350 г. Непотиан погиб, пытаясь подавить бунт самозванца Магненция.
[43] Деяния святителя Николая получили широкое распространение в Риме с VI в., после ссылки в Патару папы Римского Сильверия (536-537). Заметка о святителе Николае встречается во 2-й редакции «Римского пассионария» (1-я пол. VII в.) среди 50 самых почитаемых в Риме святых. Ее содержание сводится к пересказу «Деянии о стратилатах».
VII веком датируется упоминание о святителе Николае (под 6 декабря) в грузинском календаре из Палестины (Кекелидзе К. Иерусалимский канонарь VII в. (Грузинская версия). Тифлис, 1912. С. 145; Caritte C. Lе Calendrier Palestino-Georien du Sinaiticus 34 (Х siecle) // Subsidia Hagiographica. 30. 1958. Р.108). Сирийская версия «Деяния» оформлена так же, как житие святого (прибавлено лишь упоминание о мирной кончине святителя).
Евстратий Константинопольский (расцвет его деятельности приходится на период 550-582 гг.) в «Слове против говорящих, что души людей не действуют после разлучения с телами», ссылаясь на «Житие» святителя Николая, дословно цитирует отрывок из «Деяния о стратилатах» (текст между 1, 2 и 3 редакциями, ближе к последней). Вероятно, древнейшие списки житий святителя существовали наряду со списками наиболее знаменитых его деяний, но имели значительно меньшее распространение и не сохранились до нашего времени. Возможно, более древние тексты были постепенно вытеснены списками житий Николая, составленными архимандритом Михаилом в нач. VIII в., а затем текстом жития, написанным блаженным Симеоном Метафрастом, включенным в менологий. Чоффари, крупнейший исследователь источникам о святителе Николае и автор целого ряда книг о нем, также полагает, что, несомненно, существовали древнейшие тексты жития святителя Николая.
Наиболее древние из сохранившихся изображений святителя относятся к VII-VIII вв.: на синайском диптихе (вместе со святыми Петром, Павлов и Иоанном Златоустом), на печати митрополита Комитского и на сирийской ставротеке Fieschi-Мorgan из музея Метрополитен в Нью-Йорке. В церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме сохранилась фреска с изображением чуда с тремя девицами. Вильперт датирует ее 2-й пол. VIII в. Упоминание о часовне в честь святителя Николая, относящееся к 652 г., встречается в «Деяниях епископов Леоденских» Эгидия Орвальского (ок. 1250 г.).
[44] «Деяние о мореплавателях» святителя Николая изложено по житию, составленному архимандритом Михаилом (гл. 34-36).
[45] Здесь проводится сравнение с усмирением бури Христом, описанным в Евангелиях (Мф.8:24-27; Мк.4:35-41; Лк.8:23-25).
[46] Год преставления святого отсутствует во всех греческих источниках. Но в самом древнем житийном памятнике о нем – «Деянии о стратилатах», в 3-й редакции (гл. 19), имеется важное указание: «…через год [после того, как император Константин отправил Непотиана, Урса и Герпилиона с дарами к святителю Николаю] стратилаты, прибыв по обычаю в Ликию, стали искать святого Божьего Николая. И. узнав, что он почил и пребывает с Господом, разыскали место, где лежало его честное тело». Это сообщение позволяет установить хронологическую границу кончины святого. Из него следует, что за год до смерти Николая император отправлял ему подарки. Константин умер в мае 337 г. Если даже предположить, что святитель и император умерли в один год, то можно получить крайнюю дату смерти святого Николая – 337 г.
Однако есть важное обстоятельство, которое указывает нам на более раннюю дату его преставления. В январе 336 г. Непотиан стал консулом, то есть получил самую почетную должность в Римской империи. Если бы Непотиан прибыл в Миры в 336 г. во время своего консульства или сразу после него, то визит столь высокого должностного лица, несомненно, должен был быть особо отмечен в «Деянии о стратилатах». Но и в последней, 19-й главе, как и во всем предыдущем тексте «Деяния», Непотиан представлен не консулом, а одним из полководцев. Следовательно, стратилаты приехали навестить святителя и узнали о его смерти еще до 336 г., когда Непотиан стал консулом.
«Деяние о стратилатах» весьма продолжительно во времени. Оно начинается с отправки из Константинополя войска для подавления мятежа тайфалов, включает в себя поход во Фригию, возвращение и столицу, тюремное заключение полководцев не менее чем на несколько месяцев и кончается посещением стратилатами могилы святителя. Череда указанных событий простирается примерно на два года. Из контекста «Деяния» видно, что император, сенат и сановники живут и управляют державой именно в этом городе. Хронологически все повествование в «Деянии о стратилатах» происходит в то время, когда Константинополь, освящение которого произошло 11 мая 330 г., уже был столицей.
Благодаря другим Деяниям архиепископа Николая мы знаем, что в 333 г. он жил в Мирах и спасал город от голода. Поскольку день блаженного успения святого известен – 6/19 декабря, нельзя исключить, что Николай умер в самом конце 333 г. Выбирая между 333, 334 и 335 гг., мы полагаем, что блаженная кончина святителя последовала, вероятнее всего, 6/19 декабря 335 г., незадолго до прибытия в Миры стратилатов. Непотиан, получив назначение на самую почетную должность в Римской империи, но еще не вступив в нее, пожелал еще раз вместе с Урсом и Герпилионом навестить святого Николая и отправился в Ликию воздать благодарение великому заступнику, спасшему и возвеличившему его перед набожным императором Константином. (Когда стратилаты в конце декабря перед вступлением Непотиана в должность консула (март 336 г.) отправились к святителю, весть о его смерти 6 декабря еще не достигла Константинополя. Поэтому стратилаты узнали о смерти архиепископа уже в Ликии).
В некоторых латинских рукописях, составленных после Х в., также называется год смерти Николая. Но эти памятники имеют заведомо ошибочную хронологию, ибо она проистекает в результате смешения двух житий разных снятых – Николая Мирликийского и Николая Пинарского. Часть житий святителя на славянском языке сообщает о его кончине на 28-м году царствования Константина, в год 4-го индикта при Патриархе Макарии. Но 28-му году царствования Константина соответствует 334 г., 4-му индикту – 331 г., а Патриарх Макарий умер по одним сведениям в 326 г., а по другим – в 331 г. Датировка кончины святителя в славянских рукописях весьма близка к принятой нами, но проистекает не из древних греческих источников, а является, вероятно, результатом догадки автора ХI-XII вв.
Предположения многочисленных биографов святителя Николая о дате его кончины сгруппированы с 341 по 345 г. Подробнее о различных датировках см.: CioffariС. Ор. cit. Р. 203-208. Сам Чоффари полагает, что святитель Николай умер в 334 г.
[47] В XIX-ХХ вв. появилось ошибочное представление, что о жизни святителя Николая сохранилось очень мало сведений и они неисторичны. К сожалению, эта неверная точка зрения во 2-й пол. ХХ в. стала получать все большее распространение в России даже среди православного духовенства. Дошедшие до нашего времени древние тексты деяний и чудотворений, совершенных архиепископом Мирликийским Николаем во время его земной жизни, достаточно полно описывают нам образ великого святого – все те качества святителя Николая, за которые он получил исключительное почитание и любовь у народа и особое прославление Православной Церкви в ее службах и молитвах. Рукописные памятники о деяниях святителя Николая, его жития и энкомии оказались весьма достоверными при их сопоставлении с историческими источниками, археологическими и антропологическими исследованиями. Целая череда событий и людей, о которых повествуют древние рукописи о святом, оказались реальными историческими сведениями и персонажами. Вероятнее всего, деяния святителя были описаны свидетелями этих событий вскоре после его кончины. Иначе в деяниях не сохранились бы многие подробности, о которых могли знать лишь современники святого. Земная слава Непотиана, Урса и Герпилиона ушла вместе с ними. Если бы агиографы описывали деяния святителя Николая спустя сто лет, они не смогли бы назвать имена стратилатов и привести целый ряд других подробностей, изложенных, например, в 3-й редакции «Деяния о стратилатах».
Поэтому мы убеждены, что тексты деяний святителя Николая были записаны в Ликии уже в сер. IV в., а не в кон. V в., как полагает Анрих. Также по смене нескольких поколений ликийцев в памяти народной уже стерлись бы важные подробности о высоком налоге и его резком снижении в индикт 327 г. и многое другое, если бы эти деяния не были своевременно письменно зафиксированы. События, описываемые в древних рукописных памятниках о святителе Николае, и персонажи, участвующие в них, не только не противоречат известным историческим источникам, но и подчас дополняют их важными сведениями о времени царствования императора Константина. Так, из «Деяния о стратилатах» мы узнаем, что тайфалы во Фригии имели поселения уже в 30-е годы IV в. и поднимали мятеж против царя. Более того, мы видим, как враждовали между собой в конце правления Константина Великого разные группировки высшей военной элиты, пытаясь уничтожить друг друга. Следовательно, древние памятники о деяниях святителя Николая сами носят характер исторических источников. Достоверными оказались и его иконографические изображения (см. Sevcenko N. Ор. cit.).
***
← стр.1/стр.2
См. также: «Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
См. также: «Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.