Все о создании Тихвинского храма в селе Авдотьино.
- история храма с фото
- Тихвинский храм в 1936 году- архивные фото
- Храмовые праздники
- Родник и святой источник
- Фильм о Тихвинском Храме
- Фильмы об Авдотьино
- Труды батюшки.
Предисловие
Все, о чем вы дорогие наши прихожане и посетители этого сайта прочитаете, собрано по крупицам из разных источников, подтвержденных документально и очевидцами. История создания церкви в честь иконы Тихвинской Божией матери поистине уникальна, как и сама икона, по преданию написанная самим Апостолом Лукой, который запечатлел лик Богородицы, так точно воспроизводящий черты лица реального прототипа портрета — Божьей Матери, жившей в I веке н.э.!
Так же на этой страничке вы найдете уникальные архивные фотографии прошлого века и отчет сотрудницы исторического музея г.Москвы Барановской М.Ю. от июля 1936 г с подробным описанием состояния и убранства храма.
Вот одна из фотографий антиминса Тихвинского храма-(от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер примерно 60 на 40 см.
Антиминс из Тихвинского храма. Художник С. Второв, гравер В.А. Иконников. Синодальная типография.
Москва. 3 мая 1776 г.
На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.
На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.
Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.
Впрочем, предоставляем возможность вам самим почитать, посмотреть и окунуться в историческое прошлое нашего храма.
Храмовое здание
Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор ("или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.
Храм состоит из трех частей:
- Притвор. Здесь стоят готовящиеся к Таинству Крещения, а также кающиеся грешники.
- Средняя часть. Здесь стоят и молятся верные христиане.
- Алтарь. Олицетворяет Небо, здесь молятся священнослужители перед Престолом.
***
Авдотьино-Тихвинское
Несомненно, что фамилия Новиковых связана с основным занятием представителей этого рода. Это были служилые люди, издавна являвшие собой верную опору царской власти. Известно, что предки Новиковых жили в Новгороде, Угличе, Рязани, а переселились в Подмосковье во времена Ивана Грозного. Сохранилось имя Андрея Меркурьева, сына Новикова, который при царе Михаиле Федоровиче «был послан в Свияжск для принятия у дьяка Пятого Григорьева государевой казны, военных снаряжений и для исправления в том городе всяких дел заодно с воеводою князем А. П. Долгоруким».
В 1705 году Иван Новиков завещал Авдотьино сыну Василию. В том же году поставили в селе деревянную церковь «во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской», после чего к названию села присоединилось имя церкви и оно стало именоваться Авдотьино-Тихвинское. Авдотьино-Тихвинское являлось у Новиковых основным имением среди прочих, находившихся в других губерниях, и владельцы постоянно жили именно здесь.
С 1727 года вотчиной владел уже Иван Васильевич, отец просветителя. Иван Васильевич начал службу при Петре корабельным секретарем во флоте, дослужился до чина капитана. В царствование Анны Иоанновны был назначен воеводою в Алатырь в Чувашии. При Елизавете Петровне получил чин статского советника, вышел в отставку и поселился на постоянное жительство в Авдотьине. Был он человеком состоятельным: числилось за ним 700 душ крестьян в разных уездах, из них 150 в главной усадьбе Авдотьино. Иван Васильевич был женат на Анне Ивановне Павловой — дочери гвардии поручика Ивана Михайловича Павлова. У них было три сына и две дочери. Старший сын Андрей умер в 1769 году, когда его брату Николаю было двадцать пять лет, младший, Алексей, был на три года моложе Николая. О сестрах Николая Ивановича известно только, что они были замужем и жили отдельно.
Основой нравственности была религия. «Первым учителем моим был Бог»,— фраза, сказанная Новиковым в старости, приоткрывает тайну его духовного мира, так до конца и не разгаданного потомками. Библия, которую Новиков за четыре года заключения в Шлиссельбурге выучил наизусть, была одной из его первых книг в детстве.
Церковь регламентировала и всю жизнь человека XVIII века, деля ее на будни и праздники. Кроме общих православных праздников были в Авдотьине и свои местные церковные праздники. Храмовый праздник иконы Тихвинской богоматери отмечали 25 июня. Был праздник и Иерусалимской богоматери. Эту чудотворную икону из Бронницкого собора, по словам Ярцева, «после Пасхи уносили из Бронниц за многие десятки верст по окружным селам и городам. И так продолжалось почти все лето».
Непременной дворянской добродетелью была верность престолу. Был ли Новиков абсолютно искренен, когда в каземате крепости, отвечая подробно на вопросы, предоставленные самой императрицей, написал, что верность и любовь к престолу были внушены ему еще в детстве покойным родителем его? Но большая доля правды здесь, безусловно, не могла не быть, памятуя, что речь идет о XVIII веке.
***
Разрешение на строительство, или как тогда называли «храмозданная», было выдано отцу Новикова Н.И. , статскому советнику в отставке Ивану Васильевичу Новикову в 1749 году. Новую каменную церковь построили на месте старой деревянной. Летом 1753 года было совершено освящение северного Васильевского придела. В 1776 году церковь была освящена во имя иконы Тихвинской Божьей матери, а в 1789 году освятили второй — Алексеевский придел.
Такое растянутое во времени строительство не могло не отразиться на оформлении церковного ансамбля, в который кроме церкви входят трапезная и колокольня, соединенные по оси восток — запад. Связавшая храм и колокольню двусветная четырхстолпная трапезная лишена какого-либо декора.
Сто лет назад на колокольне висел колокол весом 52 пуда, который из уважения к почтенному возрасту называли «дедушкой». На колоколе была надпись: «Отлит по усердию Николая Ивановича Новикова».
Хранились в церкви и другие дары Новикова, всего по описи XVIII века стоимостью на 12 тысяч рублей. Среди них (по свидетельству Ярцева) было Евангелие в серебряном золоченом переплете, «осыпанном драгоценными камнями разных цветов — фиолетовым, палевым, голубым» и «серебряные вызолоченные крест на финифти и потир».
В первом ряду четырехъярусного иконостаса находились местные святыни: икона Тихвинской Божей матери, по одной из версий привезенная из Греции кем-то из предков Новикова, служившим воеводою, насчитывавшая более 200 лет, и другая, еще более древняя, икона Владимирской Божьей матери.
Тихвинская церковь когда-то особо почиталась жителями не только Авдотьина, но и близлежащих деревень. О ее значении говорит и тот факт, что вторым названием Авдотьина было Тихвинское — по имени церкви.
Хронология
с 1627 г. Село Авдотьино на реке Северке — родовое имение Новиковых.
До революции село именовалось «Авдотьино, Тихвинское тож». Находилось в границах Бронницкого уезда Московской губернии. Приход состоял из села Авдотьино, сельца Ивановское и деревни Каменка. В 1899 г. приходских дворов было 125, где проживало 386 лиц мужского пола и 466 — женского.
В 1749 г. отставной статский советник И. В. Новиков (отец Н. И. Новикова) получил храмозданную грамоту на построение каменного храма на месте старой деревянной церкви и построил на месте старой церкви каменный храм, освященный в 1776 г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
***
Строительство храма.
Строительство храма велось в два этапа.
В 1749-1753 годах возводится основной объем по типу «восьмерик на четверике» в традициях барокко. Непосредственными строителями были крестьянин деревни Николаевское Костромского уезда Емельян Иванович Крылов с сыном Иваном.
В 1753 году был освящен северный придел во имя преподобного Василия, епископа и исповедника Парийского.
(на фото План Тихвинского храма. Архитектор Дмитрий Фомич Борисов (1780-1850)
В 1776 году освящен главный престол в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1789 году второй этап завершился строительством нарядной трехъярусной колокольни и освящением южного придела во имя святителя Алексия, митрополита Московского. По преданию, настенные росписи храма были выполнены по эскизам Николая Ивановича Новикова.
В 1843 году живопись была заменена новой.
В 1874 году при храме была возведена церковноприходская школа — деревянная на каменном фундаменте, которая в 1883 году была переведена в земское ведомство.
2 августа 1818 года в Тихвинской церкви был похоронен Николай Иванович Новиков.
1852 г. запись архивная «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии, составленный по официальным сведениям и документам. К. Нистремом.» Москва. 1852 г.
Бронницкий уезд.
СЕЛЕНИЯ Бронницкого уезда. Авдотьино, Тихвинское, село 2-го стана, Комитета о просящих милостыни, крестьян 140 душ м. п., 177 ж., 1 церковь, 15 дворов, 50 верст от столицы, 15 от уездн. гор., между Каширским и Астраханским.***
усадьба Авдотьино
Необычно странным выглядит усадьба Авдотьино, где нет ни дворца, ни парка, но можно видеть крестьянские избы. Вторым по значимости мемориальным памятником Авдотьина после Тихвинской церкви являются девять кирпичных домов, построенных Новиковым для крестьян.
Дома до сих пор используются по своему прямому назначению. В описи 1792 года о них говорится следующее: «Крестьянских каменных связей в один этаж — 9. Каждая связь длиной на 16, шириной на 4 1/2 сажени, в каждой связи по 2 избы с перегородками и по 2 чулана с сенями».
Так и стоят сегодня эти девять домов, вытянутые в линию по одной стороне деревенской улицы. Они обросли пристройками, окружены палисадниками и разномастными заборами, у многих растесаны окна. Каменные ограды, некогда их окружавшие, почти нигде не сохранились. Называют их до сих пор «связями». Не касаясь сейчас социального значения названия, скажем, что оно отражало необычную черту в планировке крестьянского дома: две избы были «связаны» вместе под одной крышей. Дома эти поразили и Ярцева, который пишет: «Это была не обыкновенная русская деревня с ее покривившимися почерневшими деревянными избами, в беспорядке теснившимися друг к другу». Но он же отмечает, что избы к тому времени обветшали, осыпались, что жили в каждом доме по четыре семьи и более. Внешний вид домов испортили соломенные крыши. Все эти изменения были следствием упадка, в котором долгие годы пребывало Авдотьино после смерти Новикова.
В 1857 году в правую стену церкви близ могилы была вделана медная доска со следующей надписью: «Здесь покоится тело раба Божия Николая Ивановича Новикова. Родился 1744 года, скончался 31 июля 1818 года 74 лет от рождения».
До 1865 года при храме существовала дьяконская вакансия, но по причине бедности прихода она была отменена. С 1888 года причт церкви состоял из священника и псаломщика. Содержание причта, по клировым ведомостям за 1870 год было недостаточным. В основном причт жил, обрабатывая земельный надел, который составлял 33 десятины. Еще 53 десятины были пожертвованы помещиком села Введенское Николаем Федоровичем Белым на вечное поминовение боярина Николая и Марии. С 1862 года земля была сдана в аренду, которая приносила причту 65 рублей серебром в год. Также в 1870-х годах причту выплачивались проценты с вкладов: 250 и 300 рублей, на помин души боярина Геннадия, Марфы и других. Кроме того, на сберкнижки были положены 310 рублей на помин души воина Иакова, дьякона Стефана и чтеца Василия.
В 1894 году, в год посещения Авдотьина Ярцевым, место его захоронения ничем не было отмечено, но тогда же настоятель храма М. С. Смирнов говорил А. Ярцеву, что при перестилке каменных плит видел склеп, в котором похоронен Новиков. Ярцев на плане церкви отметил место захоронения. Согласно его данным оно расположено на правой стороне, рядом с алтарем. О том же, по-видимому, повторяя Лонгинова и Ярцева, писал и другой биограф Новикова В. А. Боголюбов, уточняя, что могила Новикова находится «близ клироса против местной иконы Спасителя».
В 1911 году на стене флигеля была установлена мемориальная доска. Она находится на уровне второго этажа восточного фасада справа, между первым и вторым окнами. Надпись на ней гласит: «Здесь жил и умер Николай Иванович Новиков — ревнитель русского просвещения». По-видимому, по мысли тех, кто устанавливал доску, слово «здесь» надо понимать не «в этом доме», а «здесь, в Авдотьине». В интернете есть фото о демонтаже этой таблички некими людьми, якобы на хранение в музее в г. Бронницы.
Тихвинский храм и Авдотьино в 1936 году.
В ноябре 2020 г. на почту к настоятелю храма протоиерею о. Стефану пришло письмо, в котором автор прислал фото с выставки в Историческом музее г. Москвы.
С благослословения о. Стефана все они опубликованы на нашем сайте.
Посмотрите дивные убранства храма, описание поездки в с. Авдотьино сотрудницы исторического музея Барановсой М.Ю. с фотографиями и ее отчетом.
Данные хранятся в архивах Министерства Культуры, но промыслом Божиим сегодня стали доступны и нам.
1936 г. Есть достоверная информация из архива Министерства культуры, что именно благодаря усилиям председателя колхоза "Красное пламя" Евдокии Матвеевне Егоровой и было сохранено внутреннее и внешнее убранство Тихвинской церкви в с. Авдотьино.
Приход просуществовал до 1937 года.
В 1937 году храм был закрыт, внутреннее убранство и стенная роспись были постепенно разобраны или уничтожены. Здание храма использовалось как зернохранилище.
В 1963 году студентами Московского государственного университета произведена консервация здания.
На кладбище Тихвинской церкви и сейчас кое-где еще можно видеть остатки старинных надгробий из белого известняка, но прочитать надписи на них не представляется возможным.
Только одно надгробие сохранилось до наших дней — Семена Ивановича Гамалеи, ближайшего друга и единомышленника Новикова. Памятник стоит в полутора метрах от середины северной стены трапезной Тихвинской церкви. Он был найден лежащим на земле и поставлен на предполагаемом месте захоронения С. И. Гамалеи в 1968 году студентами исторического факультета МГУ, проводившими реставрационные работы. Памятник сделан из черного полированного гранита, завершение, оформленное в виде креста, утеряно. На фронтальной плоскости надпись: «Здесь покоится тело надворного советника Семена Ивановича Гамалеи. Родился 31 июня 1743 года. Скончался 10 мая 1822 года».
С другой стороны надпись: «Подвигом добрым подвизахся, течения ско-нчах, веру соблюдох». Относительно даты установки памятника существуют две версии. Одни исследователи (М. Ю. Барановская) считают, что поставлен он в 1823 году на средства профессора медицины М. Я. Мудрова, неоднократно бывавшего в Авдотьине у Новикова в последний период его жизни. Другие (М. Лонгинов) утверждают, что поставлен он в 1857 году по распоряжению сенатора Нечаева — председателя Комитета для разбора и призрения просящих милостыню.
Сто лет назад недалеко от могилы Гамалеи находилась еще одна могила — недоброй памяти другого владельца Авдотьина — Петра Андреевича Лопухина (1772—1834). После смерти Новикова в 1818 году Авдотьино было продано в уплату за долги и куплено статс-дамой Елизаветой Федоровной Заборовской, которая завещала своему наследнику генерал-майору П. А. Лопухину устроить здесь богадельню. По словам крестьян, знавших Лопухина, Авдотьино за годы его хозяйствования пришло в полное запустение, а сам он остался в памяти людей как человек, который бил крестьян без пощады.
Передача Авдотьина в Комитет
Передача Авдотьина в Комитет для разбора и призрения просящих милостыню для устройства там богадельни состоялась уже после смерти Лопухина в 1845 году. «Дом успокоения ближнего» — можно было прочитать в 1894 году над входом в богадельню, в столовой которой висели портреты Новикова и его друга Гамалеи.
После упразднения комитета в конце XIX века Авдотьино перешло в ведение Московской городской думы, которая в конце XIX века построила здесь баню, кузницу и школу. Здания эти сохранились, но из них используется только школа, расположенная рядом с церковью. Там разместилась библиотека, где библиотекарь Надежда Константиновна Бузун бережно собрала немногие вещи, связанные как-то с Новиковым и его эпохой.
За флигелем где-то находилось место, где до 1970 года стоял грандиозный конный двор, разобранный по распоряжению местных властей, не пожелавших его ремонтировать. Это была уникальная постройка. В том же направлении за флигелем в западной части Авдотьина виднеются руины какой-то хозяйственной постройки, явно относящейся ко времени расцвета Авдотьина в конце XVIII века. В паспорте Авдотьина, имеющемся в Производственном бюро по охране и реставрации памятников культуры Московской области, это строение фигурирует под названием каретного сарая, но похож он также и на ригу, упомянутую в описи 1792 года.
В XVIII веке территория между церковью и флигелем была занята фруктовым, или, как говорили во времена Новикова, «плодовитым» садом. Сад, имевший форму каре, располагался в центре усадьбы. Парк до нашего времени не сохранился. Но по оставшимся кое-где двухсотлетним вязам и липам можно проследить основные аллеи усадьбы. Хорошо сохранилась аллея вязов, которая соединяла церковь с улицей, где стоят уникальные новиковские дома.
Реставрация в Авдотьино
В 1975-1979 годах проведен косметический ремонт фасадов здания церкви.
Этот же студенческий отряд МГУ провел первые работы по консервации церкви. Реставрационные работы происходили с 1975 по 1979 год. В процесе работы была заменена кровля, обеспечена эксплуатация внутреннего помещения, а здание было побелено снаружи.
Реставрация в Авдотьине имеет долгую историю. В 1960 году Тихвинская церковь и парк площадью 5 гектаров были взяты под охрану. Через десять лет органы охраны взяли на учет и остальные авдотьинские постройки: каменный флигель, пилоны, парк, конный двор (снесен в 1970 году), хозяйственные постройки и девять каменных изб. Несмотря на это, на территории усадьбы проводилась самовольная застройка деревянными сараями и кирпичными домами и вырубались старинные деревья.
Гончаровы, А. С. Пушкин, Волконский и Щепкины.
На протяжении нескольких столетий ближайшими соседями Новиковых были Гончаровы, из рода которых происходила жена А. С. Пушкина Наталья Николаевна. Гончаровым исстари принадлежала небольшая усадьба Малое Ивановское, расположенная примерно в километре от Авдотьина, выше по течению реки Северки. Наталья Николаевна уже после смерти Пушкина несколько раз бывала здесь. Сюда же старший сын поэта Александр Александрович в начале 1860-х годов привез бесценную библиотеку Пушкина, которая с небольшим перерывом (в 1880-х годах она временно была перевезена в другое имение А. А. Пушкина — Лопасню) находилась там до 1900 года, когда была приобретена Академией наук и перешла во владение Пушкинского дома. К сожалению, сегодня в Малом Ивановском почти ничего не напоминает о его бывших владельцах.
Расположенное рядом с Авдотьином село Большое Алексеевское принадлежало семье Щепкиных — родственникам великого актера. Митрофан Павлович Щепкин (1832 — 1908) в 1890-х годах прошлого века был известен как прогрессивный литератор, издатель и публицист.
Примерно в 10 километрах от Авдотьина в направлении Малино расположено село Щапово, владельцем которого в конце XVIII века был князь Григорий Семенович Волконский (1742 — 1827) — видный русский военачальник.
***
4 декабря 1974 года Советом Министров РСФСР было принято еще одно постановление о принятии под охрану села Авдотьино, но границы охранной зоны установлены не были. Реставрацию исторических и архитектурных памятников проводил трест Мособл-стройреставрация. Автор проекта реставрации архитектор С. П. Орловский.
Главный объем работ будет еще впереди...
В 1992 году храм был передан общине верующих.
В 1993 году в храме возобновлены регулярные богослужения и сохранилась храмовая Тихвинская икона Божией Матери.
Возрождение церковной жизни началось в 1992 году, а регулярные богослужения начались с 1993 года. Первым настоятелем после возрождения был протоиерей Виктор Сидорин. В настоящее время церковь практически восстановлена
Колокольня (последняя четверть XVIII века, возможно, работа Василия Баженова)
***
Из всех икон промыслом Божим была сохранена лишь храмовая икона Тихвинской Божией Матери.
В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения. При храме имеется Воскресная школа для детей села и близлежащих деревень.
С Божией помощью и Пресвятой Богородицы, молитвами отцов-настоятелей
и всех прихожан наш храм понемногу продолжает преображаться
Помощи Божией и Ангела Хранителя вам!
Слава Богу за все!
Это не весь материал, больше информации и фото о нашем приходе
вы сможете найти на нашем сайте, напримр посетив Фотогалерею.